Зачем мне эта ваша «мультимедия»?

Что это вообще такое, как включить в себе мультимедийщика и самостоятельно развивать навыки

Анастасия Сечина
Журналист локального медиа. SMMщик шелтера для беженцев. Ветеринар, ведущий свой youtube-канал. Кулинар, продающий пирожные через инстаграм. Сегодня знание мультимедийных форматов важно любому человеку, производящему контент. Не обязательно уметь всё делать руками, но помнить про существование разных форматов, распознавать и идентифицировать их — необходимо. Рассказываем, почему (и как жить с этим дальше).

Эксперт текста: Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер, основатель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа»

Если предпочитаете слушать, послушайте наш разговор в подкасте «Грибница+»:

Итак, зачем вам это надо?

А зачем мы вообще создаём контент? В большинстве случаев (оставим в стороне арт-терапию, акт чистого творчества и написание инструкции к кофемолке) — для привлечения внимания. Потому что хотим выйти на контакт с кем-то, кто нам важен, до кого хотим достучаться.

Журналист хочет привлечь внимание к проблеме. Эсэмэмщик шелтера зовёт в приют беженцев или собирает пожертвования. У ветеринара «душа болит» — он делится опытом, потому что хочет, чтобы животные реже умирали от несвоевременной диагностики. Ну а кондитер, допустим, просто продаёт свои пирожные — смотрите, какие красивые.

Каждый из них борется за внимание определённой аудитории. И таких борцов тысячи. Это раньше кролик искал морковку. Теперь морковка охотится на кролика.

Контента стало слишком много

Американский новостной сайт Axios, чьи рассылки превратили его в бизнес на полмиллиарда долларов, так формулирует главный принцип: «Аудитория всегда на первом месте»

«Когда мы работаем в коммуникации, у нас всегда появляется вторая сторона — аудитория. И если мы сидим на одном инструменте, то в ситуации конкуренции за внимание, аудитория говорит: „М-м-м-м, а мне вот там — прикольней“. И сваливает туда, где формат подачи информации и коммуникация настроены на неё», — говорит Оксана Силантьева.

У тех, кто владеет мультимедийным инструментарием, шансы победить в битве за внимание выше, потому что он может найти нестандартный способ рассказывания и тем самым привлечь внимание. Или же подстроиться под стандарты медиапотребления своей аудитории. Например, в Instagram — визуальная соцсеть — стали популярны «карусели», где фото или иллюстрация — это первый кадр, а дальше — карточки с текстом. Так проекты подстраиваются под медиапотребление людей, до которых хотят дотянуться.

Владея только одним инструментом — например, текстом — вы останетесь в жёстких рамках. Расширяя свои познания о способах упаковки информации — обретёте гибкость, так важную везде, где есть коммуникация с аудиторий.

И как теперь с этим жить?

Мультимедийных форматов, как минимум, 105. Во всяком случае, именно столько на момент создания этого текста внесено к мобильную базу знаний и инструментов, подготовленных «Силамедиа». Бегло пролистайте её — просто для того, чтобы оценить разнообразие и возможности (можно скачать на GooglePlay или в AppStore).

Пусть вас не пугает число. Мы не призываем освоить все существующие форматы, а только показываем траекторию самообразования, по которой можно двигаться, если хотите научиться включать в себе мультимедийщика.

Пройдя этим путём, вы сможете определиться, хотите ли углубляться в отдельный формат и развивать мастерство владения именно им, хотите ли стать мультимедийщиком-универсалом или вам достаточно теоретических знаний, которые позволяют в нужный момент разглядеть ту форму, которая лучше всего подойдёт для содержимого.

Конкретные шаги

Шаг 1. Попробуйте

Лучше попробовать что-то сделать собственными руками, чем проштудировать учебник, прослушать лекцию или прочитать этот материал. Вау-эффект от «Я это могу!» и «Ух ты, у меня получилось» — лучший мотиватор, уверена Оксана Силантьева.

Она рекомендует попробовать хотя по одному формату каждого типа. Каждого — потому что это поможет в самодиагностике: как медиапотребитель, вы можете быть визуалом, но как медиапроизводитель — поймаете кайф, например, от создания интерактивных модулей.

Типов контента шесть:

Тип 1: текст

Тип 2: изображение

Тип 3: инфографика

Тип 4: видео

  • Что попробовать сделать (рекомендация Оксаны): Я сейчас потоком смотрю ролики от ютуберов, [чтобы понять,] чем отличается классическая школа режиссуры и монтажа от того, что уже сформировалось в ютубовской индустрии. С точки зрения начинающих, ютубовский подход мне нравится больше. Условно, тебе дают четыре монтажных приёма, связанных с крупностью, ракурсом, построением кадра и разнообразием. И ты вышел на улицу, тут же снял, тут же по разному поставил снятые фрагменты и увидел, как по-разному они собираются.
  • Инструкции: Базовые действия: инструкция. Как снимать одну и ту же локацию «скучно» и «интересно»? (на английском, но по видеоряду многое понятно).
  • Сервисы для создания: VideoPad, SUPA, Filmora, Movavi, Online Video Cutter

Тип 5: аудио

  • Что попробовать сделать (рекомендация Оксаны): Лучше для пробы создать аудио-слайдшоу, а не чисто аудио-фрагмент. Делая это, мы учимся записывать и монтировать аудиодорожку, чтобы она звучала как цельный рассказ, но при этом добавляем также фотографии, которые помогают держать фокус на истории и научиться понимать, что разные каналы должны дополнять друг друга, а не дублировать.
  • Примеры: One in 8 Million (The New York Times), Gimme Shelter by Paul Field, Lillian's Story: In Color
  • Инструменты: Любой видеоредактор вроде VideoPad, Filmora, Movavi и пр., только на монтажный стол при этом вы кладёте не видеофрагменты, а фотографии, аудиодорожка при этом подкладывается цельная.
  • Инструкции: Как создать аудиослайдшоу: инструкция

Тип 6: интерактив

  • Что попробовать сделать (рекомендация Оксаны): Возьмите на пробу тест с определениями. Что-то вроде «Какое ты дерево» или «Кто ты из вселенной Гарри Поттера». Это хороший челендж. Он технологически просто делается, но навык — подумать о пользователе, сформулировать вопросы, просчитать, к какому результату можно прийти и при каких условиях — хорошо стимулирует мозг и опять же вызывает эмоцию: «Ух ты, у меня получилось!»
  • Примеры: Тест, полный ненависти (по Владимиру Соловьеву), Тест: из какой вы эпохи?, Тест: Какой вы овощ?
  • Сервисы для создания: Online Test Pad, Interacty, Madtest и другие

Можно пробовать всё вышеперечисленное самостоятельно, используя подсказки из 105 мультимедийных форматов, а можно пойти учиться в Silatrek. У демоверсии этого образовательного проекта есть возможность бесплатно открыть восемь навыков, 11 практических заданий и учебных материалов к ним.

Дальше в каждом из типов можно идти дальше и глубже — в «чуть сложнее», «чуть интерактивней», «чуть визуальней» и т.д.

Шаг 2. Развивайте насмотренность

Накачивайте глаз. Приучайте его видеть мультимедийные ходы онлайн и офлайн.

Способ 1: вижу и называю. Вы ходите по сайтам, читаете ленты соцсетей, просто гуляете по улице. Но при этом даёте себе задание: я буду показывать пальцем и говорить, что это такое. Вот пост, а в нём — фотоистория и интерактивная карта. Вот рекламный плакат, а в нём — диаграмма и цифра.

Способ 2: заглянуть в приоткрытую дверь. Есть профессиональные ресурсы, которые собирают, описывают и распространяют опыт людей, создающих медиапроекты и продукты. Например, наша «Грибница» регулярно делает это. Впрочем, в контексте освоения мультимедийных форматов лучше подойдёт ресурс Сделано.медиа. Опубликованные на нём интервью позволяют посмотреть, как медиапроекты собираются из запчастей.

Способ 3: пойти стажёром. «Не так много команд открывают эту дверь. Если повезёт, пользуйтесь обязательно», — рекомендует Оксана Силантьева.

Шаг 3: «Срисовывайте»

Здесь мы вновь обращаемся к опыту художественной школы, которая говорит: срисовывайте, копируйте, «крадите». Выберите «ух ты»-проект, разберите его на запчасти и попытайтесь скопировать одну из запчастей. В процессе копирования отрабатывается техника, но также может появиться понимание: нет, я так не хочу, я хочу найти другую форму.

Волшебная фраза на этом этапе: «Хочу повторить, что мне для этого надо?»

«Вопрос „Что мне для этого надо?“ заставит вас гуглить, искать на ютубе мануалы, спрашивать в соцсетях — чуваки, вот крутая штука, как она работает, подскажите? Честно — у меня пока не возникало такого вопроса, ответа на который я бы не нашла на ютубе, — комментирует Оксана Силантьева. — Но мне везёт, я владею английским, наличие двух языков сильно расширяет эту возможность. Если есть шило, встроенная любознательность, и вы её у себя подогреваете, то даже на уровне самообразования, чтения, смотрения, пробования, обсуждения с другими людьми можно достаточно глубоко зайти в эту сферу».

Всё то же приложение «105 мультимедийных форматов» позволяет увязать формат с сервисом, с помощью которого он был сделан.

Шаг 4. Ведите списки «умею» и «знаю»

Способ 1: формируйте список из двух колонок. В первой пусть будут форматы, которые вы способны идентифицировать (знаете, что это такое, как оно называется, как и каким специалистом создаётся). Во второй — форматы, которые вы способны сделать самостоятельно.

Это может выглядеть так:

  • могу распознать: видео 360, гонка диаграмм, интерактивью
  • могу сделать: облако слов, карточки, слайдер было / стало

Первый список нужен для того, чтобы вы могли сформулировать задание, найти людей или «вбросить» идею на мозговом штурме.

Второй список ремесленный. Вы развиваете навыки, которые регулярно нужны в том, чем вы занимаетесь. Развивать навыки можно по ширине (ещё один сервис, ещё один приём) и глубине (ещё красивей, ещё сложней).

Способ 2: скачайте и используйте вот этот план освоения форматов.

Шаг 5. «Напечатайте визитку»

Пройдёмся по шагам ещё раз:

  1. Попробуйте всего понемножку.

  2. Смотрите и называйте. Развивайте насмотренность

  3. Копируйте.

  4. Ведите списки «умею делать» и «могу распознать».

И пятый шаг — «напечатайте визитку»

Если вы дошли до этого пункта, значит, пришло время задать себя вопрос: я — кто? Оксана Силантьева формулирует эту задачу так: «напечатайте визитку». Тратить бумагу необязательно. Достаточно придумать, что на визитке будет написано. Иван Иванов, [кто такой], где [кто такой] наиболее точно описывает то, чем вы на текущем этапе жизни заняты.

«Это хороший вопрос для себя. Я в это тогда пошёл или пошла — почему? Почему мне стало интересно побаловаться с мультимедиа? — объясняет Оксана Силантьева. — Потому что я мультимедийный продюсер, «форматчик»? Или потому что мне не хватало инструментов, чтобы рассказывать те истории, которые я вижу?

В медийной отрасли есть много разных специализаций. Есть «смысловики», которые видят историю, но не заморачиваются формой. А есть «форматчики». И совершенно нормально сказать, например, что мне неинтересно делать свои истории, а мне интересно взять чужую тему и помочь довести её до прекрасного состояния. Вы просто идёте в пару со «смысловиком» и делаете офигительный проект. Ваш интерес только к форме — это ок, вы можете быть важной частью команды, создающей классный проект.

Если хотите больше

  1. Шутливый тест, который на самом деле помогает сориентироваться, какая специализация в мультимедийной команде вам ближе.
  2. Тест-самодиагностика навыков.
  3. Мануалы по использованию инструментов и сервисов.