Даёшь пользу для читателя VS Долой утилитарность

Журналисты и редакторы — о разных подходах к выбору тем, достойных реализации

Алина Головина
«За что ни возьмись, обо всём уже написано. Если событие, ситуацию, факт обошли стороной, значит, аудитории неинтересно». Начинающие журналисты часто сталкиваются с проблемой выбора темы. В этой публикации на вопросы о выборе темы, достойной реализации, отвечают спикеры с диаметрально разными подходами. Одни считают, что журналисты должны откликаться на потребности аудитории, другие — что подстраиваться под читателя не нужно.

Наши собеседники:

  • Александр Эрлих — главный редактор «Зеленоград.ру».
  • Анастасия Малышкина — корреспондент 72.ру.
  • Иван Козлов — журналист «Новой вкладки».
  • Сергей Карпов, визуальный документалист и исследователь, основатель pole.media.

«Помогать людям жить в городе»

Главред подмосковного Зеленоград.ру Александр Эрлих считает, что каждая новость должна проходить через детектор миссии издания. Она сформулирована так: помогать людям жить в городе.

«Подразумевается широкий спектр задач, — объясняет Александр. — Информировать и решать проблемы, приносить практическую пользу, не давать чувствовать себя одиноким и беспомощным. Заставлять думать о трудностях жизни в городе, обсуждать сосуществование людей, учить сострадать соседям. Влиять на действия властей и смотреть в будущее. В конце концов, развлекать и вдохновлять».

​Александр Эрлих считает, что главный критерий в выборе темы — соответствие миссии издания
Александр Эрлих считает, что главный критерий в выборе темы — соответствие миссии издания

Если тема не проходит тест, то издание отказывается от идеи. Для иллюстрации Александр приводит несколько реплик сторонников — читателей, которые донатят медиа: «Поражает, в хорошем смысле, вот это вот неравнодушие редакции к собственному городу», «Я живу свою маленькую жизнь, я постоянно решаю: копить на дачу или поехать в отпуск, как выбрать врача, школу, сад, куда сходить в выходные. И для этого нужны как раз не рекламные статьи, а критические. Приятно читать портал, в котором отзывается моё ощущение реальности».

Прислушиваются в редакции и к нелестным комментариям. Чаще Зеленоград.ру упрекают в скептическом настрое, сгущении красок, отсутствии позитивных новостей. Эрлих говорит, что благодаря обратной связи журналисты «корректируют свои подходы», — пишут о том, что необходимо аудитории.

Существуют и другие метки: значимость для широкого круга читателей, наличие конфликта, необычность темы. Чем больше критериев совпадёт, тем быстрее и подробнее напишут о событии.

Есть у издания и список стоп-тем. Например, те, что связаны с местными оборонными предприятиями, работающими в интересах «спецоперации».

«Осенью мы активно писали о мобилизации, потому что это касалось очень многих (одних увозили, другие боролись за бронь, третьи разносили повестки и т.п.), — объясняет Эрлих, — Однако есть множество тем, связанных со СВО, которые сейчас мало влияют на повседневную жизнь людей. Ими мы по умолчанию предпочитаем не заниматься. Это всегда баланс наших рисков и читательских интересов».

«Зачем этот текст нужен читателю?»

Корреспондент издания 72.ру Анастасия Малышкина тоже считает, что публикация должна быть полезной: «Я всегда задаю вопрос: зачем этот текст нужен читателю?» Анастасия вспоминает свой материал о пожаре в городке Ялуторовске. В населённом пункте под Тюменью загорелся двухэтажный барак, погибли трое детей.

«Искра из неисправной розетки соседки попала на одеяло. Постель вспыхнула, дым распространился по дому, и дети задохнулись. Отписали релиз МЧС и успокоились, — рассуждает Анастасия. — Зачем нам продолжать писать о трагедии, ехать на место? Затем, что за историей стоят общие для любого российского региона проблемы».

Анастасия Малышкина перед разработкой темы всегда отвечает себе на вопрос: «Зачем это читателю?»
Анастасия Малышкина перед разработкой темы всегда отвечает себе на вопрос: «Зачем это читателю?»

В итоге у Малышкиной получился репортаж не столько о самом происшествии, сколько о нищете многодетных семей страны. О том, как люди не могут получить положенную помощь и с каким отношением властей сталкиваются.

«Барак 1917 года, в котором жила героиня, сносить не собирались. Поскольку у горожан не было возможности собрать деньги на экспертизу, чтобы признать строение аварийным. И это повсеместная проблема. Так, если смотреть шире, из банальной истории получается важный текст», — объясняет Малышкина принцип работы.

«Тема должна быть либо резонансной, либо уникальной»

Журналист Иван Козлов из «Новой вкладки» определяет актуальность контента уникальностью и потенциалом резонанса. Но предлагаемое разделение условное и часто не взаимоисключающее.

«Можно брать долгоиграющую повестку и копать детали с разных сторон. Довольно долго в фокусе медиа была деятельность ЧВК Вагнера, сейчас — судьбы добровольцев, заключённых или отказников на войне. Вообще всё, что с войной связано. Тут можно особо и не бояться конкуренции, так как, к сожалению, выбор огромен и неисчерпаем. Сюжеты, которые журналисты находят и добавляют к общей мозаике, всегда будут уместны — как минимум для истории и будущего», — уверен Иван.

Иван Козлов ищет уникальные, никем не рассказанные темы

Но Козлов признаётся, что теоретизирует. Автор предпочитает «выдумывать» нишевые темы. Например, так появился репортаж о слёте исследователей йети в Удмуртии. Или аналитика о дьяке и его тульпе (существо, созданное силой мысли) — «жене» Монике, от имени которой он ведёт телеграм-канал. Авторский ход совпал с глобальной повесткой: праворадикальный священник-тульповод смакует подробности смерти украинских солдат.

«За эти темы редко кому приходит в голову браться. У материалов, возможно, не будет суперохватов, но своего читателя контент точно найдёт», — объясняет Козлов.

«Вот тут как раз и возникает вопрос: как понять, что информация стоящая? Ведь привычные критерии оценки — популярность публикации и количество просмотров — не сработают. Важно находиться в общем культурном и социальном контексте, держать должный уровень начитанности и насмотренности. Только так можно понять, что имеешь дело с чем-то исключительным».

Журналист «Новой вкладки» уверен, что подстраиваться под читателя не нужно. Гораздо важнее — совпадение круга интересов автора и аудитории.

«Выбор проекта определяет и личный набор жизненных интересов, а не только профессиональных. Наличие собственного кейса сильно увеличивает символический капитал. Ну, и вообще — кто может кому-то что-то рассказать увлекательно, если у него самого нет движущей базы интересов?»

Иван раскрыл и другой свой рабочий лайфхак: иногда уникальный контент не подходит ни одному изданию. Тогда Козлов откладывает идею, но не забывает об архиве, а пытается встроить в новые сюжеты. Так случилось с историей активистов, создающих под открытым небом музеи и парки. Рассказ об одном из энтузиастов попал в репортаж о коми-пермяках.

«Его ещё и Дима Марков (известный российский фотограф-документалист, умерший в феврале 2024 года — прим.ред.) в итоге пофоткал. Ни о чём не жалею, и если будут поводы про других персонажей под каким-нибудь соусом рассказать, то сделаю и это».

«Выкинуть востребованность к чертям собачьим»

О том, что жизнь журналиста состоит не только из новостных заголовков и кричащих тем, говорит и медиаменеджер Сергей Карпов. Исследователь предлагает вообще отказаться от понятия востребованности в современных медиа и «выкинуть её к чертям собачьим».

«Используемая терминология — из бизнес-капиталистического дискурса. Понятие помогает торговать сообщениями. Для меня критерий хорошей работы — сложность высказывания, — говорит Сергей. — Поэтому выбор сюжета — не технологический и не ремесленный вопрос, а мировоззренческий, и всегда проходит по классу интуиции».

Сергей Карпов призывает не ориентироваться на «точки экстремума», а искать то, что между ними

Сергей — основатель медиапроекта «Поле». Команда не занимается журналистикой в привычном понимании, синтезируя науку и сторителлинг. Глубокую гуманитарную экспертизу авторы упаковывают во вполне привычные форматы: документальные фильмы, подкасты, фотопроекты. Так редакция борется с элитарностью науки и экспроприацией знаний узким кругом учёных.

«При выборе тем исходим из конкретно стоящих задач. И продукты появляются потому, что в любом случае отражают наши размышления и позволяют сквозь себя посмотреть на полевую часть работы. При этом мы держим базис академического ресёрча».

«Не уверен, что метод портируемый (адаптируемый — прим.ред.), и технология может применяться абсолютно во всём, — комментирует Карпов. — Но в значимых медиа всегда есть люди, отвечающие не за событийные, а за какие-то сущностные вещи. И важно, чтобы сущностного было не меньше, чем востребованного».

Сергей с уважением относится к новостным службам, потому что они занимаются фиксацией и архивацией реальности. Однако совет Карпова — следить не за сотнями сходных заголовков об одном событии, а за тем, что между ними:

«Жизнь состоит не из новостных заголовков, а ровно противоположным образом — из того, что лежит за их пределами. За рамками сквозных линейных сообщений, разбросанных во всех концах медиаполя, с разной интерпретацией. Мне кажется, самое ценное и значимое происходит между ними. Чтобы возник интерес к этому „между ними“, нужно выкинуть из головы капиталистическую логику и этику бизнеса, — превращение новости в товар, превращение трагедии в товар. Выбирать непредставленную зону. Давайте назовём её серой зоной между новостными заголовками».

Редактор: Светлана Шишканова

Изображение сгенерировано с помощью ChatGPT и нейросети DALL-E.