«Ну, вы поняли, что просить деньги не стыдно?»

Говорим с журналистом «7х7» Максимом Поляковым про сбор донатов с помощью стримов

Настя Тапунова
«Крауд-стримы стали для нас вызовом, мы в поиске формата: пробуем, учимся и сверяем свои ощущения и эмоции», — говорит ведущий стримов и специальный корреспондент 7×7 Максим Поляков об очередных экспериментах «семёрок». В канун нового 2024 года, а затем в новогодние каникулы они провели краудфандинговый марафон в прямом эфире. Поговорили о том, как это делать, какие есть технические нюансы и что в стримах самое важное (спойлер: звук).

Если предпочитаете слушать, послушайте наш разговор с Максимом:

Довоенный опыт

— До войны практически вся команда находилась в России, и мы проводили стримы в качестве пробы пера и эксперимента. Например, сотрудники редакции плотно освещали выборы в республике Коми — приглашали региональных политиков и экспертов, которые не боялись прийти на эфир. Выезжали и в Псков: благодаря сильному региональному отделению «Яблока» и Льву Шлосбергу за голосованием было интересно наблюдать. Освещали протесты после задержания Алексея Навального и суды над политиком, к нам подключались корреспонденты из разных городов. Пытаясь понять, что можем сделать в полевых условиях, провели семь спецэфиров.

Тогда задача сбора денег не стояла. Медиа существовало в другой реальности, мы тестировали форматы и возможности, копили опыт. Сейчас все изменилось.

Принести средства и сделать нас более устойчивыми могут лишь несколько вещей. Во-первых, гранты, донорская помощь и партнерские проекты. Во-вторых, реклама и коммерческие услуги. В-третьих, помощь аудитории и краудфандинг, который мы перезапустили и учимся работать с этим инструментом заново.

«Мы были реалистами, а не фантазерами»

Перед Новым годом мы провели пятичасовой марафон с участием различных спикеров — от политолога Екатерины Шульман до основателя «Страдающего Средневековья» Юрия Сапрыкина. Собрали 125 тысяч рублей. Много это или мало? Отношение к сумме в редакции было разным.

Тут важно обрисовать контекст. Для других проектов, работающих с форматом дольше, это — небольшие деньги. У опытных медиа и количество подписчиков выше, и качественно иные взаимоотношения со зрителем. На тот момент на канал «7×7» на ютубе были подписаны менее 100 тысяч зрителей — и мы решили идти постепенно. Ставить выполнимые планки и повышать их по мере роста охватов и аудитории. Мы были реалистами, а не фантазерами.

На идею 14 эфиров во время зимних каникул нас натолкнул опыт ютуб-канала «И Грянул Грэм». Мы ездили к ним в Ригу, наблюдали за работой авторов канала, задавали много технических вопросов, спрашивали о краудфандинге. Откровением стал рассказ о стартовом опыте.

Когда «Грэм» только запускался, в моменте у медиа могло быть десять зрителей и ноль донатов. Ребята грустили, и самое сложное в этой ситуации было преодолеть эти психологические барьеры.

Редакция «Грэма» сделала правильный и умный ход. В новогодние праздники многие медиа, особенно в России, отдыхают. Коллеги пошли от обратного и работали в два раза больше. Мы последовали тем же путем: решили, что будем работать, собирая донаты. Дни распределили между собой. Успех эфира зависел от тем и гостя — известные спикеры собирали больше зрителей: если у спикера есть своя аудитория, то охваты будут выше.

Две трети потенциальных гостей отказывали. До кого добежали, с кем более теплые отношения, с теми договорились. Первым экспертом стала Наталья Зубаревич, не раз бывавшая нашим спикером. Она тоже из Коми, как и ядро команды «7×7». Зубаревич была не против выйти в эфир 1 января, для нас ее согласие стало счастьем, потому что дата эфира была самой сложной. Дальше было попроще. За неделю мы нашли всех гостей.

Технические нюансы и роль модератора

Само окно для стрима ты верстаешь в определенной программе [по типу «StreamYard»], это не настройки ютуба. Мы экспериментировали, после каждого эфира обсуждали, что сработало хорошо, а что плохо, и в зависимости от этого меняли рамку Например, сначала был qr-код на страницу с оформлением донатов, потом мы стали кидать ссылку на страничку.

Во время эфира в чате всегда присутствовал сотрудник, который отвечал за вывод на экран разных элементов. В том числе, в реальном времени мониторил, сколько денег поступило, вручную менял на экране итоговую сумму.

Модератор вручную менял сумму на экране, собранную во время стрима

Роль этого сотрудника, модератора, очень важна. Во время планерок больше всего времени я трачу на обсуждение его обязанностей. Потому что если мы во время трансляции говорим «Донатьте нам!», то в этот момент сотрудник за кадром должен сразу прикрепить ссылку. Если упоминаем классный материал или соцсети нашего гостя, то модератор проводит ресерч и туту же бросает ссылку в чат.

Живая связь со зрителями и моментальная реакция на слова ведущего — важная составляющая успеха. Нужно помочь аудитории пройти по максимально короткому треку. Ведущий сказал, что ссылка в чате — и она должна появиться сразу же.

Ведущий, конечно, может справиться со всем сам. Например, роль ведущего и модератора часто совмещает Саша Плющев [один из авторов канала The Breakfast Show]. Я тоже совмещал когда-то. Я пришел на радио в 2001 году в Воркуте, работал на первой городской радиостанции «Европа плюс». Через полтора года в Воркуту приехали коллеги из Сыктывкара, поделиться опытом. Когда они увидели, как я работаю, то сравнили с осьминогом. В Сыктывкаре был компьютер с программой, где на одном экране ты автоматически забивал все — от отбивки до рекламы. В Воркуте вообще не было компьютера. Стоял проигрыватель, два мини-дискера и два CD-дискера. Мы записывали рекламу и треки на диски, у нас было четыре колонки с музыкальным сопровождением, две с микрофоном. Ты должен был, как осьминог, нажимая на одно, сразу же переключаться на второе и третье, параллельно выводя и уводя микрофон. Коллеги наблюдали и говорили: «Чумачече!»

Но. На музыкальной и разговорной радиостанциях разные принципы построения эфиров. На первой правда можно быть осьминогом и включать все самостоятельно. Когда необходимо беседовать с человеком, вести сложное, аналитическое интервью — смыслы важнее, чем отбивки. Если у тебя гость, ты должен следить прежде всего за логикой беседы и вопросами, а не за чатом.

Сейчас многое зависит от связи команды со зрителем. Важно, чтобы кто-то эту связь поддержал, задал вопрос зрителю, прокомментировал его реплику. В конце концов, забанил троллей. Я за модератора, который бы брал на себя эту работу.

Зачем стримы аудитории

Технически мы находимся в одинаковых условиях с коллегами из «Дождя», «Живого гвоздя» и других медиапроектов, работающих в прямом эфире на ютубе. Разница начинается дальше: про что вы говорите, с какой интонацией, как выстраиваете отношение со зрителем?

Как и в любом другом продукте, в стримах прежде всего важно понять, о чем эта история и зачем мы ее делаем. Тогда выстроится логика остального: инструменты, формат, границы. Уже затем мы понимаем, кто наш зритель, чего мы хотим от аудитории, как с ней взаимодействовать, какой должен быть TOV [tone of Voice], какая нам нужна конечная сумма.

Мы хотели дать экспертную оценку происходящего в небольших городах и регионах России. Приглашать спикеров с рассказом о том, что в меньшей степени попадает в информационную повестку. Проект «7×7» в целом — это про федерализацию, антиколониальную оптику и права человека. Люди приходят за этим.

При этом формат стримов дает им возможность обсудить тему здесь и сейчас, поспорить в чате, получить реакцию, проголосовать или пошутить. Такое участие — возможность зрителей проявить себя.

Один из коллег сказал после предновогоднего эфира: «Ну, вы поняли, что просить деньги не стыдно?» Сейчас мы пытаемся переосмыслить ситуацию, ищем границу между навязчивостью [в призывах поддержать] и работающим инструментом. Во время новогоднего марафона каждый эфир должен был собрать конкретную сумму. Теперь графика с пополнением, «добиранием» нет. Мы напоминаем о том, что нас можно поддержать, но делаем это нечасто, эфир идет без плашки.

Команда в поиске новых форм мотивации аудитории. Если просто напоминать, то десять человек послушает и один переведет деньги. А можно преподнести с азартом, увлекательно, так, чтобы не напрягать людей. Если будешь рассказывать интересно, сам получать удовольствие и придумаешь какую-то фишку, то десять человек послушают и уже, например, трое перечислят деньги.

Сейчас Максим Поляков ищет свой способ напоминать про донаты в прямом эфире

Какие ошибки лучше не совершать

Многое определяет способ потребления контента. Да, картинка имеет большое значение, но важнее всего — хороший звук. Зритель может мыть посуду, делать уборку, качать колыбель — при этом фоном будет работать ютуб, но человек его будет не смотреть, а слушать. И если вы будете говорить в плохой микрофон, то слушатель с большой долей вероятности закроет страничку в браузере.

Редактор текста: Светлана Шишканова

Головное изображение сгенерировано с помощью сервисов E-DALLI и ChatGPT.