#Почему это круто

Разбираем текст про «маленьких кладменов» из Перми

10 декабря 2019
Фото Дианы Корсаковой
Екатерина Воронова и Мария Рокоссовская съездили в воспитательную колонию, чтобы рассказать, как государство воюет с наркобизнесом

Интернет-журнал «Звезда» выпустил исследование «Маленькие кладмены — большие сроки». Журналистка Екатерина Воронова при участии Марии Рокоссовской рассказывают в нём, что борьба государства с наркобизнесом направлена, прежде всего, на тех, кого проще всего поймать. В Пермской воспитательной колонии Екатерина и Мария встретились с подростками, получившими сроки за участие в продаже незаконных веществ. Разбираемся, почему материал не оставил нас равнодушными.

Вовлекающая завязка

В самом начале мы знакомимся с человеком, похожим на нас самих или кого-то из наших друзей. По его неловкости и тому, как он теребит уголки своей тёмно-зеленой робы, мы чувствуем, что он попал в какую-то передрягу. Что с ним случилось, нам и предстоит узнать. Вскоре станет ясно, что текст посвящён большой проблеме — борьба с наркобизнесом направлена во многом на тех, кто в надежде на лёгкий заработок пошёл делать закладки.

 

Контакт читателя с героями

Близость к героям сохраняется на протяжении всего материала. Мы не только узнаём биографии парней, с которыми авторки встретилась в колонии. Но ещё и будто сами видим и слышим их. В том, какими словами они рассказывают о себе и как устроен их быт, кажется, и есть суть всей проблемы. Хотя бы потому, что герои текста — совсем недавние дети, которые плохо понимали, что делали.

Да и сейчас они, кажется, не до конца осознают, где оказались и как сложится их жизнь.

Одно дело — вести теоретический спор. При этом неважно, за что выступаешь, хоть за жёсткость наказания, хоть за гуманность по отношению к преступникам. Другое — встретиться с теми, о ком споришь, лицом к лицу. Это помогает увидеть проблему глубже, понять её неоднозначность, а значит — быть более восприимчивым к другим точкам зрения.

 

Простые, но эмоциональные фото

Напряжение поддерживают и фотографии. Это простые снимки обычных людей — немного смущённых, немного мечтательных или задумчивых. Фото в буквальном смысле помогают читателю увидеть происходящее своими глазами.

Вообще о проблеме, которой посвящён текст, можно было рассказать и без иллюстраций с места. И без поездки в воспитательную колонию тоже. Героев, если они требовались, можно было найти, например, среди людей, недавно освободившихся. Тем более, посещение колонии надо было согласовывать с управлением ФСИН.

Зато журналисты получили фактаж, притягивающий своей простотой и при этом — достоверностью.

 

От конкретных деталей — к описанию явления

Другой полюс притяжения в тексте — наоборот, взгляд на проблему сверху. Авторки рассказывают, о чём уже писали по теме другие издания, обобщают судебную практику, приводят статистику. В итоге мы видим, что вообще происходит в этой сфере.

Другое дело, что на борьбу государства с наркобизнесом ты смотришь уже через призму конкретных историй. И в будущих спорах тебе проще апеллировать не абстракциям, а к конкретным людям — если не тем, которые стали героями текста «Звезды», так к другим.