«Есть ощущение, что сам факт – два пацана из Магадана пилят подкасты – важнее самих подкастов»

Как студенты делают свой проект «на энтузиазме и банках пива»

Наталья Петрова
В Магадане уже больше года существует подкаст «Ваши уши». Его делают Дмитрий Андреев и Арсений Гарипов — два студента факультета иностранных языков Северо-Восточного госуниверситета. Проект насчитывает больше 50 выпущенных эпизодов. Авторов не огорчает небольшое количество прослушиваний, самое ценное для них — говорить с интересными людьми и консервировать беседы в записи как «некие артефакты».

Арсений Гарипов зарабатывает на жизнь переводом нон-фикшен литературы. Пишет стихи, прозу, эссе. Дмитрий Андреев подрабатывает в местной языковой школе. С профессиональной реализацией, говорит, «вопрос сложный»: «Хочется просто быть хорошим человеком». Развиваться в журналистике ребята хотят, но, по словам Дмитрия, пока всё проиходит «пассивно и случайно»: «Мы просто делаем то, что делаем. Иногда нас приглашают на крутые ивенты типа форума в Питере „Диалог культур“, благодаря которым повышается скилл».

Как родилась идея проекта «Ваши уши»

Дмитрий Андреев: Я был на языковой практике в Германии. Там был воркшоп по подкастам. После первого занятия стало ясно, что подкасты — дело немудрёное. Стоит попробовать реализовать на родине. Слово за слово, и мы с Арсением решили делать, долго не раздумывали.

Идея на тот момент у нас уже была: разговаривать с людьми о них самих. Сначала мы хотели делать подкасты на университетском уровне, рассказывать о преподавателях. Потом поняли, что тема слишком узкая, и наша аудитория будет 10 преподов и пять студентов. Пошли на областной уровень, потом находили людей и из других городов.

Все стало серьёзнее, когда в Магадан приехал сын Владимира Высоцкого — Никита Высоцкий. Мы внаглую завалились на его пресс-конференцию. В самом конце предложили: «Давайте поговорим с вами, но не о вашем отце».

В полевых условиях, держа телефон в руке, задали ему вопросы и получили интересные ответы. Молодость Никиты Высоцкого пришлась на развал Союза, и он застал момент упадка российского кинематографа. Он рассказывал, что на «Мосфильме» бывал в тех павильонах, где работал Тарковский, а потом в 90-е там шили кроссовки китайцы. Так мы получили информацию, которой ещё нигде не было, и поняли, что можно пойти дальше и других людей также цеплять и говорить о них.

Было немало бесед с иностранцами. У нас на вооружении несколько языков, и мы можем себе позволить говорить с людьми из-за рубежа, получая взгляд на нас извне.

Как находят героев

Дмитрий Андреев: Обычно начинается с того, что мы объясняем, что такое подкаст. У нас в городе не все знакомы с форматом. Поэтому разговоры с героями чаще проходят в режиме интервью, нежели в виде непринужденной беседы, которую подразумевает подкастинг.

Арсений Гарипов: Герои нам редко отказывают. Просто напор, иногда какие-то связи. Главное — понять, что человеку интересно, какие вопросы ему ещё не задавали.

У нас много подкастов со стариками, и это не то, чем мы гордимся или не гордимся. Это просто интересные люди, которые могут чему-то научить и как-то помочь в жизни обычным пацанам-работягам вроде нас. Их же никто не слышит. Они не то что сильно одинокие, просто не слышит их никто.

Запись подкаста с Владимиром Серкиным, автором книги «Хохот шамана»

[И ещё] — все эти крутые старики, которые строили Магаданскую область — они же умирают! Записали подкаст с Николаем Лебедевым [директор Сусманского ГОКа с 1978 по 1983 год, работал начальником горняков-заключенных на Чукотке на прииске «Комсомольский»]. Ему было 90 с чем-то лет, он был в абсолютно ясном сознании, мы поговорили отлично просто. И бац, через месяц он умер! Другой дядька, Борис Седов, геолог, с которым мы хотели записать подкаст, но руки не дошли — он погиб.

Наша цель — сохранение аудио разговоров, это же документ. И в этом плане мы занимаемся документалистикой что ли. Поколение крутых дядек уходит, остаемся мы, но мы пока ничего из себя не представляем. Поэтому надо брать этих крутых дядек, сажать за стол и записывать с ними разговоры, учиться у них.

Удачи и неудачи подкастинга

Дмитрий Андреев: На один из первых выпусков мы пригласили одного знакомого бодибилдера Сашу [Антоненко], который занимается биологией. Очень здоровый, умный, весёлый мужик. Мы записывались на телефон в каморке на работе у моей мамы. Он отвечал на наши вопросы, рассказывал о физиологии спортивных людей, много было шуток. И всё было классно до того момента, пока мне кто-то не позвонил. Вся запись слетела, а там «накапал» уже где-то час. И он, недолго думая, говорит: «Ну, давайте повторим, без проблем». И повторил всё то же самое, слово за словом, и с теми же шутками. Для него не составило трудности пойти нам навстречу.

Арсений Гарипов: Подкаст с Владимиром Серкиным — большая удача. Это автор книг о шамане, которые до сих пор легко найти в «Буквоедах». Сейчас преподает в МГУ, но он из Магадана. Мы с ним поговорили, задали вопросы, которые меня давно интересовали — в сфере антропологии, древних религий. [Вопросы, ] которые я никому не мог задать до этого. Было интересно узнать об экспедиции Рериха, о формах буддизма, о кружке, который Серкин ведет в МГУ.

Как менялись форматы

Арсений Гарипов: Мы существуем на голом энтузиазме и банках пива. Недавно пробовали записать видео при помощи никоновской камеры, тоже пока экспериментируем, [потому что] понятно — в регионах на голых подкастах никуда не уедешь.

Доходит до смешного: люди знают, кто мы такие, но ни разу не слушали наши подкасты.

Концепция постоянно меняется, много людей, которые пытаются до нас что-то донести, и все говорят разное. [Одни говорят] — вам нужно сужаться, другие — вам нужно расширяться, третьи — вам нужно писать видео. И мы в этом потоке здорового, но критицизма барахтаемся, не всегда знаем, что нам делать. Сейчас мы просто выбираем людей, которые нам интересны. Для меня это вполне концепция.

Дмитрий Андреев: Мы использовали кроме самих бесед и маленькие форматы, которые посуществовали, но не сыскали популярности. Например, «Слепые уши», когда два незнакомца сидят с завязанными глазами в одной комнате. Мы задаем темы, а они их обсуждают. Можно было узнать, о чём думает молодежь Магадана и других городов. Иногда получалось интересно, но в целом народ сложно было на это загнать. Есть масса выпусков, которые мы не смогли сделать, потому что люди просто молчали или отвечали очень скромно, односложно.

«Тридевятые уши» — это начитки Сениных рассказов. Чтобы убить двух зайцев — его творчество продвигать и проекту свежих идей подкинуть — мы пробовали реализовать такой формат. Эта ниша оказалась занята, в том же ВКонтакте очень много таких пабликов. И даже за деньги владельцы пабликов не соглашались разместить рекламу наших подкастов.

Где находить слушателей

Дмитрий Андреев: Если во ВКонтакте какой-нибудь подкаст 50 прослушиваний наберёт — уже хорошо. По Ютубу — да, именитые люди набирают больше. [Певица Светлана] Сурганова, например, набрала за тысячу просмотров. Тата Лустас, специалист по AR (дополненной реальности) из Прибалтики, неожиданно набрала больше трёх тысяч. Подкасты с людьми, которые нам лично дороги, популярностью не пользуются, потому что сложно «продать» подкаст со стариком. Но мы делаем это больше для себя и делимся разговорами. В рекламу денег не вкладываем, потому что у нас их нет. Поэтому и большого фидбека от слушателей не получаем. Лайкают, пишут комментарии, в основном, близкие друзья.

Запись подкаста с Романом Романовым, директором «Музея истории гулага»

В начале мы, конечно, заставляли людей слушать и на нас подписываться. Нормальной практикой было взять телефон нового человека при знакомстве и подписать на нас. Так мы наскребли первых трёхсот подписчиков.

Арсений Гарипов: В самом начале мы получили Х поддержки, Y внимания. Сейчас нас регулярно поддерживает издательство «Охотник», Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России. В Магадане нас публиковали некоторые газеты. А чтобы на улице к нам подходили люди и говорили, что мы молодцы — такого не происходит.

Каждый раз, когда встречаешь нового человека и говоришь, чем занимаешься, он спрашивает: «А это чё, как у Дудя?» Нет, мы не как у Дудя. Тогда они спрашивают, почему мы не как у Дудя.

Люди в возрасте воспринимают подкасты как радио и спрашивают, на какой волне нас можно услышать.

Для чего существуют «Ваши уши»

Арсений Гарипов: То, что мы делаем подкасты на своих условиях, для нас ценно. Мы вложились в оформление, мы его с большой любовью выпестовывали, делали стикеры-постеры и так далее.

Наш контент — ни фига не развлекательный. Это «послушать-вырасти над собой-контент». При большом желании подкасты можно было бы продать, но тогда обесценится сама идея нашей работы, и нам надо будет идти на компромисс [c заказчиком]. Наш подход заключается в том, что те люди, до которых мы можем достучаться — это реально крутые и интересные люди, которые ценят то, что мы делаем.

Перед записью подкаста в Сусумане (второй и последний город в Магаданской области)

Есть ощущение, что сам факт — два пацана из Магадана, которые пилят подкасты — намного важнее самих подкастов. Мы сами существуем как артефакт. Жаловаться не на что — это гораздо больше, чем мы надеялись достичь, мы получаем гораздо больше, чем деньги.