«Американка»

Как журналисту написать сценарий фильма или ролика

Андрей Дербенев
В журналистской практике иногда приходится писать сценарии, если и не игрового, то документального кино. Если вы работаете в одиночку, то пишите сценарий в свободной форме, включайте всю художественную лирику, лишь бы он был вам понятен. Но когда появится команда, то вашим помощникам будет легче считывать сценарий, если он написан по стандартизированному шаблону. Для общения внутри съемочной группы подойдет американка. Американка — американская модель сценарной записи. Привет, Голливуд.

Сценарий разбит на сцены

Сцена ограничена единством времени и места. О том, где происходит действие, вы сообщаете перед диалогом. Для этого используете сокращенные пометки, например, ИНТ — интерьер, ЭКСТ — экстерьер. Ранее еще были ПАВ — павильон и НАТ — натура, но сейчас их используют редко.

Скажем, если действие происходит днем в доме персонажа, то пишете ИНТ. Дом героя (имя). ДЕНЬ

Также в начале сцены описываете положение персонажей в пространстве. Например, «Герои стоят в метре друг от друга» или «Герой входит в дверь».

Перед репликами сценарист пишет ИМЯ ПЕРСОНАЖА, а в скобках ремарку, относящуюся к реплике. Если герой появляется первый раз, пишите возраст.

РЫБАК ОЛЕГ, 43 года (с задором). Прошлым летом поймал я вот такую щуку.

Развел руки в стороны.

Иногда реплика героя начинается раньше его появления в кадре. Тогда делайте пометку ВПЗ — вне поля зрения, пометка относится к характеристике реплики героя. Если предполагается закадровый авторский текст, ставьте пометку ЗА КАДРОМ.

В фильмах иногда мы видим возвращение в прошлое. Такой прием называют ФЛЭШБЭКом. За любым героем стоит прошлое, и возвращение назад — хороший инструмент. Хотя в документальном кино это сделать сложнее, если только вы не снимали героя в течение 10 лет.

Противоположный флэшбэку прием — ФЛЭШФОРВАРД. Этот инструмент нужен, когда сценарист прерывает повествование, чтобы показать будущее действие. Оба приема часто использует Кристофер Нолан.

Что поможет автору

В 2013 году программист Дмитрий Новиков выпустил первую версию сценарного редактора и органайзера Кит Сценарист. С тех пор инструмент скачали больше 10 тысяч пользователей. В редакторской части Кит Сценарист, — грубо говоря, шаблон американки.

В программе предусмотрены формы для заполнения титульной страницы, написания логлайна и синопсиса. Продумать и прописать героев и локации можно в соответствующих разделах. Программа позволяет собрать в одном месте материалы по работе над сценарием в виде текстовых документов, галереи изображений, ссылок.

В органайзере есть отдельная рабочая доска, которая представляет сцены в виде карточек. Это визуальный способ поработать над структурой сценария: карточки можно перемещать, группировать. Все изменения отображаются в тексте сценария.

В поле для собственно работы над сценарием тоже свои полезности. В верхнем меню готовые блоки: описание действия, место и время, участники сцены, диалоги, ремарки и т.д. Текст форматируется под стандарты американки: гарнитура Courier New, кегль 12 пунктов, выключка влево. Без этого ни один продюсер даже не откроет ваш сценарий.

Для аналитики автор может воспользоваться статистикой. Кит Сценарист посчитает, сколько вы написали сцен, локаций, придумали персонажей и их реплик. Так вы заметите, что какой-то герой молчун, и значит, его нужно «разговорить». Также есть структурный анализ сюжета и активности персонажа.

Еще из очень-очень полезного для сценариста — инструмент определяет хронометраж сцены. Вы пишете буквы, а он считает время. Чудо.

В июне я прошел семидневный курс сценарной мастерской Александра Молчанова, и начал писать свой первый сценарий игрового кино.

Кит Сценарист можно установить на Windows, Mac OS X и Linux. Есть мобильная версия и облачный сервис для синхронизации проектов на разных устройствах. Скачать здесь бесплатно, но не забудьте поблагодарить разработчика донатом, если инструмент вам понравился.