Фильмы о работе журналистов, которые ещё не засмотрены до дыр
Субъективная, обновляемая подборка «Грибницы»
Расположили описания по рейтингу IMDb (Internet movie data-base — крупнейшая в мире база данных и сайт о кинематографе).
«Стрингер» (2013)
История мелкого вора, который по воле случая становится репортёром и пытается добыть «эксклюзив» любой ценой. Как пишет в своей рецензии РБК, «Стрингер» критикует не конкретных героев фильма, ради рейтингов готовых на подлог и нарушение норм морали, а «зрительское восприятие, пресыщенное традиционными формами искусства и требующее незамедлительного вау-эффекта, будь то убийство в реальном времени или комиксовый блокбастер со спецэффектами». Фильм служит напоминанием о том, насколько может быть опасна охота за сенсациями.
Рейтинг IMDb: 7.8
Сюжет: Луи Блум пытается найти работу. После того как он видит, как любительская съемочная группа снимает автомобильную аварию, он меняет ворованный велосипед на камеру и снимает последствия угона автомобиля, чтобы продать местной телевизионной компании. Директор новостей Нина покупает запись и убеждает его продолжить работу. Вскоре становится ясно, что ради по-настоящему стоящего материала Луи не остановится ни перед чем.
«Фрост против Никсона» (2008)
Своеобразный сиквел фильма «Вся президентская рать» — экранизация пьесы Питера Моргана о серии интервью бывшего президента Ричарда Никсона, которое он дал тележурналисту Дэвиду Фросту. Но исторической достоверностью фильм похвастать не может, подлинная история во многом изменена ради драматического напряжения. Тем не менее, лента получила несколько номинаций на «Оскар».
Рейтинг IMDb: 7.7
Сюжет: США, 1977 год. Спустя три года после отставки, последовавшей после Уотергейтского скандала, экс-президент США Ричард Никсон нарушил молчание и дал эксклюзивное интервью британскому телеведущему Дэвиду Фросту. Исповедь политика вылилась в захватывающую интеллектуальную баталию, вошедшую в золотые анналы американской тележурналистики.
«Китайский синдром» (1978)
Фильм вышел в прокат в США в марте 1979 года — всего за несколько дней до реальных событий на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании (крупнейшая авария в истории коммерческой атомной энергетики США). Зрители отзываются о ленте положительно: приковывает внимание зрителя, важна социальным подтекстом, не теряет актуальности, здорово отыграна.
Рейтинг IMDb: 7.4
Сюжет: Во время съемок телерепортажа на атомной электростанции происходит серьезная авария. Журналистам удается снять все происходившее в это время. Они всеми силами пытаются дать в эфир этот материал, однако на пути встают влиятельные люди, заинтересованные представить аварию всего лишь мелкими неполадками.
«Великий» / «Минамата» (2020)
Американский фильм-высказывание, патетичный и немного морализаторский, с Джонни Деппом в новом образе бунтаря и алкоголика. По отзывам критиков «Киноафиши», «картина документальна и академична настолько, насколько это позволяет современное кино, снятое для большого экрана».
Рейтинг IMDb: 7.3
Сюжет: 1970-е. Военный фотограф Юджин Смит по заданию журнала Life возвращается в Японию, где в небольшом прибрежном городке Минамата разворачивается экологическая катастрофа. Именно оттуда Смит сделает репортаж, который потрясёт весь мир, снимет величайшие кадры в истории фотографии и пройдёт трудный путь преодоления и познания себя.
«Её правда» (2022)
Художественный фильм, основанный на реальных событиях. Рассказывает, как в 2017 году сотрудницы The New York Times опубликовали сенсационный материал о голливудском продюсере Харви Вайнштейне, послуживший отправной точной для движения #MeToo. В прокат фильм вышел не очень заметно, однако будет интересен журналистам, которые работают с историями о насилии и абьюзе.
Рейтинг IMDb: 7.3
Сюжет: Журналистки The New York Times Меган Туи и Джоди Кантор убедили жертв сексуального насилия рассказать об этом. Несмотря на усилия Вайнштейна, девушкам удалось предать его многочисленные преступления огласке. Оригинальное название фильма переводится как «Она сказала».
«Ничего, кроме правды» (2008)
Добротная политическая драма, ставящая один из главных вопросов журналистской этики: на какие жертвы ты готов пойти, чтобы обезопасить свои источники информации? Фильм основан на реальных событиях: в 2005 году американская журналистка The New York Times Джудит Миллер была замешана в скандале об утечке информации из Белого дома. За отказ сообщить источник информации ей пришлось провести в тюремном заключении около трёх месяцев.
Рейтинг IMDb: 7.2
Сюжет: Журналистка, рассекретившая в своих статьях агента ЦРУ, под угрозой тюремного заключения отказывается раскрывать источник информации, сообщивший ей имя агента.
«Афера Стивена Гласса» (2003)
С одной стороны, это проницательная американская драма, которая точно воспроизводит процесс журналистской работы и редакционную жизнь. С другой — историясоздания и разоблачения большого вранья, основанная на реальных событиях и с минимумом художественного вымысла. За это фильм сравнивают как с классикой «журналистского» кино — картиной «Вся президентская рать», таки с кинохитом «Поймай меня, если сможешь».
Рейтинг IMDb: 7.2
Сюжет: Подлинная история молодого журналиста Стивена Гласса, который в середине 90-х зарекомендовал себя как одно из самых бойких перьев в стране и сделал головокружительную карьеру, оказавшись в числе репортеров солидных изданий вроде Rolling Stone и The New Republic. Скандал разразился тогда, когда Гласса поймали на жульничестве: он частенько подтасовывал факты, придумывал то, чего не было, вставлял в статьи несуществующие цитаты и порой целиком придумывал истории, которые выдавал за подлинные. За эти проделки Гласс был вынужден распрощаться со своей карьерой.
«Секретное досье» (2017)
Основанная на реальных событиях драма режиссёра Стивена Спилберга о журналистах двух влиятельнейших американских газет, которые рассекретили документы Пентагона о войне во Вьетнаме. Говорят, фильму недостает действия, поэтому пользователи «Афиши» назвали его «умеренно увлекательным». Впрочем, нехватка динамичности компенсируется актерским дуэтом Мэрил Стрип и Тома Хэнкса, а великий рассказчик Спилберг, как шутят зрители, мог бы сложить триллер и из подготовки к публикации кроссвордов.
Рейтинг IMDb: 7.2
Сюжет: История Кэтрин Грэм, первой женщины-издателя газеты The Washington Post, и редактора Бена Брэдли. Они вступают в гонку с The New York Times за право пролить свет на государственные тайны, скрывавшиеся более 30 лет. Журналистам придётся преодолеть свои разногласия и рискнуть карьерой и свободой, чтобы мир узнал правду.
«Большая игра» (2009)
Критики в России отнеслись к ленте без особых восторгов. Её называют «жидким супчиком, который пытаются выдать за наваристую картину мира» (потому что «эпоха великих журналистских расследований осталась позади» — цитата с сайта Film.ru), «нечто напоминающее модное в прошлом веке кино», «крепким конъюнктурным триллером». Но рейтинг IMDb довольно высок, к тому же — в фильме снялись Рассел Кроу и Бен Аффлек.
Рейтинг IMDb: 7.1
Сюжет: Американский журналист Маккэффри расследует серию жестоких убийств. Одной из жертв становится любовница преуспевающего конгрессмена Коллинза, давнего друга Маккэффри. Улики открывают перед журналистом цепочку чудовищных заговоров, ведущих в высшие политические круги страны. Люди, с которыми ему придется иметь дело, ворочают миллиардами долларов и не привыкли, когда в их дела вмешиваются посторонние.
«Французский вестник» (2021)
Американский комедийно-драматический фильм, который в шутку назвали «самым андерсоновским фильмом» в карьере Уэса Андерсона, так как в ней в концентрированном виде виден авторский стиль режиссёра. Тут много красочных, будто мультяшных декораций. В кадре то и дело мелькают звёздные актёры в образах ярких сумасбродных персонажей. Герои почти всё время обмениваются остроумными фразами. Не обошлось и без экспериментов с визуальным стилем: то картинка меняет цвет, то персонажи в кадре резко останавливаются, то действие переносится на театральную сцену.
Рейтинг IMDb: 7.1
Сюжет: Артур Ховитцер-младший, главный редактор «Французского вестника» — еженедельного американского журнала, который выходил в свет в вымышленном французском городе в середине XX века — внезапно умирает от сердечного приступа. В соответствии с его завещанием, издание журнала немедленно закрывается после последнего, прощального выпуска, с выплатами сотрудникам и компенсациями подписчикам. В этом выпуске публикуется экскурсия по городу Аннуи-сюр-Блазе, три статьи из прошлых выпусков и некролог. Фильм, собственно, и является собранием историй, опубликованных на страницах последнего выпуска.
«Инсайдеры» (2015)
Южнокорейская политическая криминальная драма с лихо закрученным и интригующим сюжетом. Фильм основан на вебтуне (цифровом комиксе) The Insiders, в котором описывается коррупция в корейском обществе.
Рейтинг IMDb: 7.0
Сюжет: Главный редактор влиятельной консервативной газеты Ли Ган-хи продвигает кандидата в президенты Чан Пхир-у в лидеры предвыборной гонки. За этой кампанией стоит сделка с крупнейшим спонсором газеты — корпорацией Mirae Motors. Гангстер Ан Сан-гу выполняет различные поручения влиятельных людей и предан своему делу, но однажды решает передать редактору Ли документы о тайных счетах конгрессмена Чана. Вскоре бандит окажется привязанным к стулу, а безэмоциональные люди в деловых костюмах отпилят ему руку и сдадут в дурдом. Ан решает мстить.
«Гарет Джонс» (2019)
Фильм рассказывает историю журналиста Гарета Джонса, который в 1933 году путешествовал по Советскому Союзу и рассказал Западу о голодоморе на Украине. Картину упрекали в нереалистичности и многочисленных фактологических ляпах, хотя авторы изначально подчёркивали, что не претендовали на историческую точность.
Рейтинг IMDb: 6.9
Сюжет: В 1930-е годы в СССР приезжает молодой журналист из Уэльса Гарет Джонс, который мечтает взять интервью у Сталина. Став свидетелем жестоких репрессий и народных бедствий, Гарет с угрозой для жизни пишет статью о тёмной стороне советской утопии. Пока спецслужбы и сторонники Сталина ищут способ заставить его замолчать, начинающий писатель Джордж Оруэлл под впечатлением от его истории задумывает повесть «Скотный двор».
«Охота на Веронику» (2003)
Биографическая драма, основанная на реальной истории ирландской журналистки Вероники Герин, которая была приговорена наркобаронами к смерти и застрелена 26 июня 1996 года. Фильм удостоился положительных отзывов за реалистичность, актерскую игру и музыкальное сопровождение, хоть и говорят, что Кейт Бланшетт для этой роли «слишком красива».
Рейтинг IMDb: 6.8
Сюжет: Середина 90-х. В Ирландии идёт настоящая война католиков и протестантов. Ситуация осложняется разборками среди местных наркобаронов. Вероника Герин, репортёр газеты Sunday Independent, пишет о проблеме роста незаконного оборота наркотиков в Дублине. Её журналистское расследование, которое затрагивает как проблему простых подростков-наркоманов, так и интересы крупных наркодельцов, заходит слишком далеко.
«Газета» (1994)
По жанру — драма-комедия. Номинировалась на «Оскар» (правда, лишь за лучшую песню). Снята Роном Ховардом — режиссёром «Игр разума», «Кода да Винчи», «Уиллоу» и «Симпсонов». Очень узнаваемый для любого медийщика главный персонаж — журналист Генри, который живёт своей работой, совершенно ею измотан и бесконечно разрывается между делом и семьей.
Рейтинг IMDb: 6.6
Сюжет: Двадцать четыре часа из жизни сотрудников нью-йоркской газеты «Нью-Йорк Сан». Редактор Хенри Хэкет должен за несколько часов собрать точные сведения об убийстве и остановить главного редактора Элисию Кларк, собирающуюся напечатать на первой полосе сенсационную статью, которая обвинила бы в этом злодеянии двух невиновных молодых ребят.
«Пятая власть» (2013)
Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о попытке разоблачить государственную коррупцию и ложь властей, которая превратила интернет-стартап WikiLeaks в одну из самых известных и обсуждаемых организаций 21-го века. Основой для сценария послужили мемуары Даниэля Домшайт-Берга, бывшего соратника Ассанжа. В главной роли — Бенедикт Камербэтч. Лента хороша, как минимум тем, что, судя по отзывам, «не стала агиткой ни за Ассанжа и свободу информации, ни против».
Рейтинг IMDb: 6.2
Сюжет: Пока политики и журналисты сидят на телефонах, согласовывая свои действия и редактируя материалы, Ассанж и компания «сливают» информацию в чистом виде — это в итоге становится главной морально-этической проблемой фильма. Интересно посмотреть, как с этой проблемой справляются редакции. Выложить документы в Интернет без правок означает подвергнуть опасности жизни сотен информаторов, по сути — мирных жителей, а внести изменения — значит, изменить самой идее WikiLeaks, суть которой в том, чтобы сделать политику прозрачной.
«Глории» (2020)
Биографический фильм о жизни журналистки Глории Стайнем, которая в конце 1960-х годов становится лидером феминистского движения в США. Главную героиню в разные годы жизни играют четыре актрисы, в том числе Джулианна Мур и Алисия Викандер.
Рейтинг IMDb: 5.9
Сюжет: Глория Стайнем — журналистка New York Magazine и по совместительству активистка-феминистка. Действие фильма разворачивается не в хронологическом порядке, а через систему флешбэков. Сквозной линией повествования является движение междугороднего автобуса, в котором сидят и время от времени разговаривают между собой четыре Глории: девочка, подросток, девушка и зрелая женщина. В финале фильма среди пассажиров автобуса оказывается реальная Глория Стайнем.
«Интервью с Богом» (2018)
В фильме нет динамичного сюжета, зато есть много обстоятельных интеллектуальных диалогов на «вечные» темы — о границах веры, смысле человеческой жизни, свободе выбора и многом другом. Особого интереса заслуживает актёр Дэвид Стрэтэйрн, сыгравший Бога, у которого берут интервью. Ведь именно он когда-то был номинирован на «Оскар» за роль блестящего журналиста Эдварда Марроу в легендарной драме «Доброй ночи и удачи».
Рейтинг IMDb: 5.8
Сюжет: Талантливый журналист Пол Ашер приезжает домой после командировки в горячую точку. Он изо всех сил пытается вернуться к нормальной жизни, однако увиденное на войне изменило его навсегда. Брак разваливается, вера угасает с каждым днём, в результате Пол оказывается в жизненном тупике. Не зная, где искать поддержки, он принимает новый вызов — соглашается на интервью с таинственным человеком, который утверждает, что он Бог.