«Не обязательно писать много текста, чтобы сказать что-то важное»
Как подвести итоги года в формате комикса
Комикс «12 месяцев» вышел в интернет-журнале «7×7» 30 декабря 2022 года, в Instagram* — 30 и 31 декабря.
Почему комикс
— Раньше в конце декабря мы делали серию материалов, которые так или иначе подводят итоги прошедшего года: подборки лучших текстов, подборки главных фото, подборки видео, обзор главных событий года. В этом году такие штуки мы решили не делать, потому что все и так знают, что главным событием 2022 года стала война. Не было смысла большим полотном текста ещё раз проговаривать то, что уже триста раз проговорено. Но как-то рассказать про этот год и зафиксировать его для вечности нам хотелось.
Один из наших журналистов на планёрке рассказал про своего «кореша», который запустил в Instagram* и Telegram медиа «Фреймы» и стал рисовать комиксы на яркие российские новости. Про приговор Илье Яшину, про высказывания футболистки Надежды Карповой в адрес Путина и Лукашенко, про Деда Мороза на БТР и так далее. Мы поняли, что рассказывать историю этого медиа пока рано: может быть, художник нарисует ещё три комикса и через месяц бросит. Но мы можем попросить этого человека сделать комикс по нашему сюжету, который и поможет нам подвести итоги года.
Потом оказалось, что этот кореш — художник Влад, с которым мы раньше уже работали: делали коллаборацию с проектом «Сильные и независимые» текст с комиксами к 8 марта про клёвых русских женщин. Когда выяснилось, что мы знакомы, я тут же пришла к Владу и предложила идею сюжетного комикса. И мы начали работать.
Как создавался сюжет
Мы разбили год по месяцам, в каждом месяце выбрали самое важное событие — начало войны, Буча, мобилизация — и построили вокруг этого сюжет. Мы хотели обобщить ключевые, на наш взгляд, события 2022 года и показать на примере человеческих судеб, как война разрушила мир, который у нас был. При этом хотелось показать, что некоторые люди смогли не потерять себя и на этих руинах что-то делать, солидаризироваться и помогать другим.
В нашей команде была дискуссия о том, кто должен быть героем истории. Кто-то говорил, что мужчина, потому что мужчины сильнее пострадали из-за войны, им пришлось бегать, прятаться и уезжать от мобилизации. Я настаивала на том, что героинями этого года стали женщины. Они выходили с пикетами в конце февраля и после — у нас было много таких историй в течение года. Женщины организовали Феминистское Антивоенное Сопротивление — самое яркое антивоенное движение, во всяком случае самое большое по количеству подписчиков в соцсетях. Женщины отбивали своих мужчин от мобилизации, отправляли их за границу, а сами оставались в России одни с детьми или собирали вещи, чтобы уехать вслед за партнерами. В конце концов, они просто оставались в России, потому что мужчины там находиться не могли.
Потом мы нашли компромисс — поставили в центр сюжета и девушку, и парня. Придумали, что они познакомятся в этом году, например, в автозаке после антивоенных выступлений. Насчет автозака — это была моя «влажная мечта» (смеётся).
Они раздавали книжки Оруэлла на улицах города, основали библиотеку имени Оруэлла. Силин выходил на акции, Руденко как юристка защищала тех, кого преследовали за антивоенные взгляды. А осенью Дмитрию пришлось эмигрировать. Анастасия осталась — отбивает от мобилизации других мужчин, хотя в её семье есть люди, которые придерживаются иных взглядов и ушли на войну.
Как добивались документальности
К абсолютной документальности мы не стремились. Но тот, кто следит за новостями, увидит, насколько наша история правдоподобна. Да, она выдуманная, у героев нет конкретных людей-прототипов, но детали их жизни основаны на реальных событиях. Многие из нас плакали над фотографиями из Бучи и Ирпеня. Многие 9 Мая наблюдали «победобесие». Многие грустили из-за ухода зарубежных брендов из России. Некоторые после объявления мобилизации покинули страну.
Нам важно было построить такую сюжетную канву, чтобы герои и события казались близкими нашей аудитории. К примеру, наш герой точно бы не пошёл на фронт добровольцем или по повестке. Это не наша история.
Читайте также. «Боюсь, но не настолько сильно, чтобы заткнуться». История независимого медиа из Свердловской области
Действия комикса происходят в основном в Белгородской области. Мы выбрали этот регион, так как посчитали, что его приграничное положение позволит наиболее ярко показать, как развивались события на фоне войны. К тому же Влад, художник, тоже белгородец и, как и наши герои, в 2022 году уехал из Белгорода. Соответственно, у него тоже был жизненный пример, чтобы ориентироваться в сюжете.
Идеи для сценария мы придумали на командном брейншторме, сценарий оформила я, с экспертизой и фактчекингом помогали наши белгородские журналисты. Поэтому история получилась достаточно документальной. Например, дети в военной форме и женщина в кофте с буквой «Z» на празднике 9 Мая в Белгороде на самом деле были, наши корреспонденты писали оттуда репортаж. И фразу, сказанную в комиксе губернатором [Белгородской области Вячеславом] Гладковым на встрече с местными жителями, мы взяли не из пресс-релиза, он её действительно произнес, у нас есть свидетельства.
Сюжет с похоронами военнослужащего тоже основан на реальной истории. Мы делали репортаж из Масловой Пристани с похорон Никиты Мальцева из ВДВ: наша журналистка разговаривала с его сослуживцами, приехавшими на похороны, и многие из них говорили о том, что надо разрывать контракт и больше в Украину не ездить.
Ну а девушки на антивоенные протесты выходили во многих российских городах, Катя в комиксе стала их собирательным образом.
Оба наших героя улетают самолётами из Москвы, они не стоят в очереди на сухопутной границе с Грузией в Верхнем Ларсе, как многие сотни россиян в сентябре 2022-го — среди них были и наши журналисты. В каком-то смысле Кате и Никите в комиксе повезло. Можно сказать, я их пощадила (смеётся).
Каковы плюсы и минусы жанра
Из плюсов я бы назвала небольшие затраты времени. От идеи до публикации прошла всего неделя. Влад рисовал в своём стиле, никаких референсов по визуалу, на которые бы мы ориентировались, не было.
Я писала ему: «Вот наша героиня вышла с пикета, у неё плакат, давай не будем на нём писать „нет войне“, потому что за это на нас могут завести дело, а нарисуем белого голубя или оставим плакат пустым». И он рисовал. Или ещё я писала: «Влад, у меня вообще нет никаких идей для обложки. 29 декабря, избы горят, я не знаю, что поставить». И он предложил картинку, отсылающую к последней сцене фильма «Бойцовский клуб»: мир за окном рушится, а наши герои вдвоём на этом фоне, и любовь победит всё.
Возможно, вам пригодится. Сервисы для визуализации и упаковки контента в нашей «Коробке с инструментами»
Минусы комикса, конечно, в том, что он очень сильно упрощает реальность. Нельзя изобразить всё, иначе мы не уложимся в 12 картинок. Поэтому многие важные моменты остались за кадром. Например, трудности эмиграции или то, что мама героини осталась в Шебекино — городе, который часто обстреливается. Да, мы ничего не сказали про эти обстрелы, как и про оставшихся в стране россиян, и про тех, кто всё-таки пошёл воевать. Можно было сделать больше. Но мы решили не усложнять себе жизнь и сконцентрироваться на одной истории.
Да, это получилась лав-стори с помолвкой в финале. Почему мы так сделали? Во-первых, потому что я лично знаю нескольких людей, которые в декабре 2022 года действительно поженились в эмиграции. Во-вторых, хочется верить, что в конце всё-таки будет не ядерный гриб, а свобода, мир, счастье и любовь. Мы же все загадывали в этот раз на Новый год примерно одно и то же желание — мир Украине и свободу России, как это делают наши герои.
Ну и ещё из минусов комикса — его цена. Больше всего денег ушло на гонорар художнику. Для понимания: комикс стоил нам раза в два дороже, чем схожий по задачам и временным затратам журналистский текст. И это даже с учётом того, что мы с Владом уже раньше работали и он дал нам суперскидку. Влад стал нашим героем декабря — помог осуществить задумку в сжатые сроки, уложившись в скромный бюджет. Мы очень благодарны ему за это. Но комиксы — это недешёвое удовольствие.
Какой была реакция аудитории
Наш комикс сразу был адаптирован под формат Instagram*. Там же мы получили и основную реакцию аудитории, потому что у нас на сайте и в телеграм-канале комментарии отключены. В Instagram* развернулась настоящая битва: в комментарии приходили люди и говорили, что всё это бред, что они сами живут в Белгородской области и не было такого. Но вслед за ними приходили другие люди и говорили: извините, но мы тоже из Белгородской области, и мы всё это видели, возможно вы живёте в какой-то другой реальности. Классно, что пришли и те, и другие.
Мы хотели бы продолжить работу с жанром комикса. Как это будет, нужно смотреть-думать-обсуждать. Главное, что мы теперь знаем — не обязательно писать много текста, чтобы сказать что-то важное. Мне бы хотелось в этом году реализовать идею о том, что лонгрид и бигмат — это не всегда текстовый материал, разделённый на главы. Что это большой нарратив, который обращает внимание на какую-то крупную сферу жизни, проблему или явление.
* Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.