«То, что мне ещё и платят, вполне меня устраивает»
Журналисты рассказывают о гонорарах — и о том, как получить «максималку»
Наши собеседники: журналисты-фрилансеры Андрей Гавриленко, Мария Калинкина, Алексей Сабельский, Алёна Кордюкова (также штатная журналистка Forbes) и главред «Юга.ру» Александр Гончаренко.
В этой публикации:
- каковы критерии оценки текста,
- сколько журналистам платят в среднем,
- соответствуют ли гонорары трудозатратам,
- предлагают ли в редакциях дополнительные стимулы.
Каковы критерии оценки текста
Все журналисты выделяют примерно одни и те же критерии, по которым редакции начисляют гонорар, — качество, сложность работы, опыт и имя автора. Учитывается также актуальность темы.
«[В редакции] будут обращать внимание на плотность фактуры, качество работы с источником, на то, насколько раскрыта тема, а текст соответствует заявленному питчу», — говорит Мария Калинкина.
Алёна Кордюкова уточняет, что определить сумму может количество спикеров: «Например, для некоторых текстов мне приходилось опрашивать по 10, а то и 20 человек. И в этом случае мне платили больше, чем за тексты, где я говорила условно с одним или двумя людьми».
Важно и то, насколько тяжело было найти героев. Также сложность работы определяется объемом информации, которую надо изучить для качественного раскрытия темы: «Если это расследование, где надо много работать с данными, со статистикой, ссылаться на разные источники, то это и оплачивается больше».
Репортажный материал с выездом стоит дороже, чем то, что можно написать сидя в офисе — работа «в поле» трудозатратнее, требует больше времени. Если локация к тому же опасна, это еще одна причина заплатить повышенный гонорар.
«По моему наблюдению, самые большие гонорары платят за то, что ты едешь в потенциально опасное место, — говорит Андрей Гавриленко. — В моем случае это было [выезды на репортажи про] наводнение в Оренбурге и последствия теракта в Дагестане. Там можно было, как понимаете, отхватить».
Однако, как отмечает Мария Калинкина, выездную работу всегда сложнее согласовать, поскольку в таком случае редакции приходится покрывать дорогу и проживание.
Журналистка утверждает, что от величины издания размер гонорара не зависит. Известный глянцевый журнал платил ей меньше, чем порталы российских НКО. «Меня в своё время это очень удивило», — говорит авторка.
Качественный текст, по словам главреда «Юга.ру» Александра Гончаренко, — тот, что требует меньше всего исправлений. В его издании время, потраченное редактором на доработку материала, также определяет размер гонорара. Крайне важен и фактчекинг: если выяснится, что автор недобросовестно проверил достоверность информации, хорошей оплаты ждать не стоит.
Плюсом журналисту будет, если он максимально «продумал публикацию, а не только подготовил текст». В это входит подбор иллюстраций, ссылок на источники, ключевых слов для SEO-оптимизации, дополнительных материалов, которыми можно разнообразить вёрстку.
Сколько журналистам платят в среднем
По словам Марии Калинкиной, «все более-менее понимают» средний гонорар, который колеблется в районе 10-20 тысяч рублей: «Такой размер как будто бы общепринят». Алексей Сабельский говорит о тех же цифрах: «В 2024 году за классный фичер или лонгрид можно рассчитывать на сумму до 20 тысяч рублей при условии, что тема будет отработана в соответствии с планом и ожиданиями редактора».
Андрей Гавриленко называет гонорарную вилку побольше: от 20 до 35 тысяч рублей. Алёна Кордюкова однажды получила 50 тысяч за текст, над которым пришлось долго работать, а героев было тяжело найти.
Иногда гонорар может быть больше за счёт гранта, отмечает Мария Калинкина. Она писала большой разбор, за который заплатили 300 евро плюс покрыли все командировочные расходы: «Я знаю, что грант покрывал работу и журналиста, и редактора, и фотографа, и фоторедактора». Но гранты — это всегда про удачу, и особо рассчитывать на них не стоит.
Фрилансерские гонорары больше за счёт того, что журналисты имеют возможность работать с общенациональными медиа. В региональных изданиях гонорарная вилка может быть ниже. Так, в «Юга.ру» она — от 4 до 8 тысяч рублей. И максимальную оплату заслуживает текст на сложную тему, без ошибок и с «предчистовым» оформлением. Диапазон для штатных и внештатных сотрудников одинаков.
«Наша гонорарная вилка находится в средних значениях по рынку региональных изданий, которые базируются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, — говорит Александр Гончаренко. — Помечтаем: если бы у нашего сайта никогда не было проблем с деньгами (начались в пандемию, позже усугубились из-за СВО), проблем, связанных с сокращением штата, с задержками зарплат и так далее... То, конечно, хотелось бы красивую гонорарную вилку, в 10-20 тысяч».
В таком случае в «Юга.ру» оценивали бы удовлетворительные тексты на 10, а «прекрасные» — на 20, при этом сохраняя возможность выплачивать гонорары меньше за «позорно сделанную работу», которой нужна тщательная редактура.
Соответствуют ли гонорары трудозатратам
Мария Калинкина говорит, что соответствует трудозатратам, если речь идёт о «кабинетной» работе, которая не привязана к определенной территории. С выездами же неудовлетворенность может возникнуть: «Сложности с адекватностью оплаты у меня появлялась, когда дело касалось командировок. Это гораздо более трудоёмкая история, которая должна стоить больше». При этом, например, не все редакции платят суточные, предполагая, что они — часть гонорара.
Журналистка также считает, что текст, идею которого автор принёс в издание, должен оцениваться выше, чем материал, предложенный редактором.
Алексей Сабельский называет размер гонорара адекватным в том случае, когда «всё спокойно, а общие трудозатраты на тему (командировка плюс написание и правки) в итоге умещаются в неделю (не календарную, а фактическую)». Но если на место ехать «страшно», то хочется, чтобы этот страх был «компенсирован дополнительной премией».
«Я, если честно, поначалу даже меньшего ожидал от таких вот поездок. И приятно был удивлён, — признаётся Андрей Гавриленко. — Добавлю немножко лирики: я же не только за деньги это делаю. То, что мне ещё и платят, вполне меня устраивает».
Он считает, что многое зависит от самого журналиста: если хочется больших денег, то надо сделать максимально крутой материал, чтобы он вышел в претенденты на «Редколлегию», например.
Предлагают ли в редакциях дополнительные стимулы
По словам Марии Калинкиной, иногда само упоминание имени в крупном медиа — дополнительный стимул, даже если гонорар небольшой. «Мой опыт работы с большими медиа связан с некоммерческими организациями. Они выступали проводниками между мной и медиа — НКО предлагает тему и меня как автора. Гонорар платит чаще всего НКО, в качестве плюшки — классный кейс для портфолио».
Алексей Сабельский упоминает, что в одном издании, с которым он сотрудничал, была разработана целая система поощрений за читаемость и цитируемость в соцсетях: «Выплаты по ним были маленькими, не больше 20% от изначального гонорара, но соревноваться с коллегами было приятно. Сейчас всё стало проще — ты или делаешь классно и получаешь нормальный гонорар, или не делаешь и не получаешь ничего».
В некоторых редакциях к основному гонорару могут добавить премию, если текст стал лучшим за неделю или месяц. У Алёны Кордюковой так случалось несколько раз, причём в редакциях, с которыми она сотрудничала как фрилансер.
Сотрудники «Юга.ру» получают премии, если деньги приходят извне, например, денежная премия за победу в конкурсе. Так, однажды Александр Гончаренко получил дополнительную выплату за дайджест, который агрегировал множество новостей и несколько статей о первом годе так называемой СВО. Это был коллективный труд, и премиальные деньги — 50 тысяч рублей — разделили между нынешними сотрудниками новостной редакции. Получилось по 5-6 тысяч рублей на каждого.
«Каких-то регулярных премий у нас, к сожалению, нет, хотя мы пробовали их вводить в относительно оптимистичном 2021 году. Пришлось свернуть», — признается главред «Юга.ру» Александр Гончаренко.
Из нематериальных бонусов он выделяет то, что журналистов нередко приглашают на мероприятия, куда билеты могут стоить до нескольких тысяч. Это взаимовыгодная ситуация: интересное событие получит огласку на сайте, а само издание — дополнительный трафик.
Редакторы: Светлана Шишканова, Анастасия Сечина
Головная иллюстрация сгенерирована нейросетью DALL-E