«Нам, как двум дикобразам – не надо прижиматься слишком близко»

Когда оба в паре – журналисты: плюсы, минусы, лайфхаки

Ася Гоголева
Как часто журналисты выбирают для близких отношений себе подобных, нет ни официальной, ни полуофициальной статистики. Впрочем, цифры в таком вопросе не так уж и важны. Истории супругов-журналистов куда интереснее: как познакомились, как уживаются вместе, как профессия влияет на личную жизнь, а личная жизнь на работу, приходилось ли сталкиваться с конфликтом интересов или конкурировать друг с другом. Об этом «Грибница» спросила четыре пары журналистов, работающих или работавших в региональных российских медиа.

Истории знакомства

Журналисты из Пензы Екатерина и Евгений Малышевы познакомились, когда оба прошли в финал конкурса журналистских публикаций о проблемах местного самоуправления «Власть народная». «Мы ходили по коридорам и этажам Госдумы, фоткались в приёмной „Единой России“ и стебались над этим. Оказалось, что нам очень хорошо вместе», — вспоминает Катя. Евгений рассказывает, что рассчитывал тогда на денежные призы, но, оказалось, что посещение Думы и есть приз. А ещё всем подарили махровые полотенца от фабрики в Вышнем Волочке. Екатерина Малышева в итоге победила, теперь в семье есть шутка — мол, Женя «не удовольствовался махровым полотенцем» и забрал в качестве приза Катю.

Евгений и Екатерина Малышевы

Анна и Глеб Яровые из Петрозаводска впервые встретились в университете. Это был роман студентки и преподавателя. «Любовь с первого зачёта», как шутит Аня. Она училась на журналиста, Глеб преподавал политологию. Вспоминает, что сразу заметил будущую супругу: она сидела за первой партой и время от времени засыпала. «Возможно, я был такой скучный», — предполагает Глеб, но добавляет, что вообще-то Аня «типичная сова», а его лекции начинались в 8 утра.

Ирина Филатова и Тимур Фахрутдинов [собеседники попросили не называть настоящих фамилий и регион проживания, так как не афиширует свои отношения в целях безопасности] познакомились почти также: Ирина училась на журфаке, Тимур читал лекцию. Потом вместе оказались в одной редакции и пару лет дружили — вычитывали тексты друг друга, много шутили, подолгу разговаривали. Так и сблизились.

Отношения Анастасии Сечиной и Владимира Соколова начались на радиостанции «Эхо Москвы» в Перми. На радио искали редактора сайта, и Владимир прислал резюме. К журналистике он тогда не имел никакого отношения, был «предпринимателем в кризисе». Неожиданно отсутствие опыта совпало с позицией радиостанции, где считали, что лучше взять «нулевого» и выучить «под себя». Владимира взяли. Сам он говорит, что до устройства на радио часто слышал голос будущей жены по радио — «такой приятный»: «Собственно, она меня и собеседовала. А потом как-то всё само собой получилось, и мы стали жить вместе. Не из-за её голоса, конечно. Может быть, из-за зелёных глаз? Точно не знаю».

Как пересекались профессиональные траектории

Анна и Глеб Яровые впервые поработали вместе на местном ТВ. Эфир тогда решили разнообразить «умными политологическими штуками» и позвали Глеба вести передачу про карельскую политику. Аня работала там же. Впрочем, продолжалось это недолго, а после присоединения Крыма, говорит Глеб, «всё стало валиться» и пришлось уйти с работы в университете. Супруги «искали способы высказаться» и так вышли на редакцию «7×7» в Карелии.

Несколько лет тянули на себе местную повестку. Часто работали вместе — Аня больше продюсировала и редактировала, а Глеб мотался по «карельским захолустьям» и писал. «Мы друг друга дополняем», — объясняет Анна. Говорит, муж лучше видит, какой информации не хватает и где хромает логика, а она лучше чувствует речь и язык, лучше редактирует.

Анна и Глеб Яровые


Ирина и Тимур четыре года работали в одном СМИ, но никак не пересекались по темам. Она писала про людей, он — про бизнес. Потом ушли в другие редакции и только тогда — «столкнулись». Тему своего первого расследования Ирина Тимуру не сказала, «просто работала по 17 часов в сутки». Расследование получилось громким, последовали отставки областных чиновников и уголовное дело — а Тимур даже не знал, что его девушка работала над этим текстом! После этого они решили впредь не скрывать друг от друга, какими темами занимаются, но при этом — не обсуждать фактуру.

Когда обоим пришлось выезжать на ЧП (случилась трагедия на производстве, погибли люди), после поездки Ирина и Тимур разошлись по разным комнатам и дали прочитать друг другу только готовые тексты. Ту ситуацию они считают «притиркой».

Теперь, работая над одной темой, Тимур и Ирина могут давать друг другу советы, обсуждать механизмы работы и инструменты, сам текст. Истории всё равно получаются разными. Сейчас «мы партнеры, а не конкуренты», — говорит Ирина.

«Сто журналистов придут на одно мероприятие и будет сто разных статей», — подтверждает Евгений Малышев. Он считает, что если приходится отписывать одинаковые темы для разных изданий, лучше — не делиться эмоциями, а разойтись по разным комнатам и писать, каждому — своё. Хотя иногда, напротив, помогает обменяться впечатлениями, универсальных правил нет.

Евгению и Екатерине Малышевым приходилось работать не только в одном информационном поле, но нередко в одних и тех же проектах. В частности, вместе занимались делом «Сети»* — ходили на суды, следили за развитием темы. В какой-то момент, когда фактуры скопилось прилично, а Евгений начал заниматься видео, появилась задумка о фильме. Супруги сделали его вместе. Фильм «Как не стать террористом» и проект «Сеть*. Исходники» в 2020 году получили премию «Профессия — журналист».

Сейчас Малышевы работают в разных СМИ и пересекаются только в больших проектах, командировках и экспедициях. Тогда распределяют обязанности: Женя снимает видео, Катя пишет текст. Так, вместе освещали экспедицию учёных в места обитания оленей в Северной Карелии, работали над темой массовой гибели пчёл в Татарстане, вместе ездили в «Самарскую Луку», где застраивают заповедную зону.

Анастасия Сечина рассказывает, что их с Владимиром Соколовым профессиональные траектории пересекались с момента знакомства: вместе вели прямые эфиры на радио, делали сатирическую передачу «Город П.», создавали «Четвёртый сектор», готовили публикации.

Читайте также. «В региональном радиоэфире я ничего похожего не слышала». О «Городе П» — пермском радиопроекте, который не вписывался ни в один формат

Было, говорит Настя, «по-разному — и с любовью, и со скандалами». Последние почти всегда были связаны с редактированием текстов друг друга. «То, что как автор и редактор мы не сработаемся, было понятно сразу. Однако мы пытались. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», — вспоминает Анастасия. «Она кидалась в меня компьютерной мышью!» — утверждает Владимир.

По словам обоих, всё ок, когда в совместной работе чётко разделены зоны ответственности, и каждый вмешивается в зону другого по-минимуму, «а лучше не вмешивается вообще», говорит Настя: «Например, когда мы делали „Город П.“, Вова писал текст передачи, мы вместе его озвучивали, а я монтировала. Была почти идиллия».

Владимир Соколов и Анастасия Сечина

Плюсы ситуации, когда оба в паре журналисты

«Родственные души». Екатерина Малышева считает, что если супруги работают в одной сфере, то они «по умолчанию лучше понимают друг друга» — потому что есть «общий фон, контекст, интересы, ценности и взгляды на жизнь»: «Вместо того, чтобы смотреть кино, мы можем засидеться до ночи, изучая материалы какого-нибудь обвинительного заключения. Для нас обоих это нормально».

«Родственность» отмечают и другие собеседники.«Мы можем обсуждать услышанное на тренингах, делиться методами работы, книгами о журналистике, пересылать друг другу удачные тексты коллег и обсуждать, как они сделаны», — говорит Ирина. «У нас общие интересы, общая атмосфера и взаимопонимание на всех уровнях», — утверждает Владимир Соколов. «Мы совпадаем во взглядах. Муж никогда не скажет: „Слушай, фигнёй ты какой-то занимаешься, иди вон, на ГТРК поработай“. Мне кажется, многие наши проекты случились, потому что он говорил: „Да, крутая идея“», — добавляет Анастасия Сечина.

А Глеб Яровой вспоминает слова отца — когда-то он сказал сыну, что нужно искать себе партнёра, с которым будет объединять нечто большее, чем быт, дети и даже любовь к путешествиям — должно быть общее дело.

«Мне сложно представить, как бы я жил с человеком, который бы не интересовался происходящим, политикой, войной, у которого было бы „не всё так однозначно“ или что-то в этом роде, — говорит Глеб. — Папа был прав. Общее дело действительно сближает и придаёт личной жизни дополнительный смысл».
Анна и Глеб Яровые

Возможность дополнять друг друга. «В журналистике я „штабная крыса“. Мне бы с циферками повозиться, с документиками. А Вова как раз „полевик“, — говорит Анастасия Сечина. — Поэтому когда мы работали над профайлом архитектора „дворца Путина“, я рыла интернет, списывалась с людьми и созванивалась с архитектором, а он метнулся в Геленджик, в яхт-клуб и на винодельню». О дополнении говорит и Глеб Яровой. Когда супруги вместе делали расследование про Сандармох, пришлось разбирать «дурацкие гипотезы» людей, которые на тот момент формально были начальниками Глеба в университете: «Если бы мне пришлось с ними по этому поводу общаться, был бы конфликт интересов. За меня всё это сделала Аня».

Читайте также. Квартиры на «Авито», трэшовые детективы и вороньи гнезда. Вот на что «тупят» журналисты, когда совсем нет сил на плохие новости

Упрощение и ускорение работы. «Плюс, конечно, в том, что мы можем поштурмить дома за бокалом вина. Не нужно созывать планёрку или звонить редактору, можно просто сесть и поговорить», — говорит Анна Яровая. Её супруг Глеб главный плюс видит в том, что под боком всегда есть человек, способный «пнуть в нужный момент»: «Мне это было удобно. Не знаю, как Ане».

Евгений Малышев «самым гигантским преимуществом» считает то, что два человека — это в два раза больше рук и две головы вместо одной. «Мы как бы превращаемся в одного автора с условной фамилией Малышевы», — говорит Женя.

Евгений и Екатерина Малышевы


Минусы ситуации, когда оба в паре журналисты

Конфликты. «Конфликты бывают ценностными, экзистенциальными и рабочими. Рабочих у нас было сколько угодно», — говорит Глеб.

Анна подтверждает, что, случалось, «зарубала идеи» Глеба или критиковала его, а он тогда нервничал: «Это было поводом для споров, но быстро проходило. Мы всегда договариваемся: вот сейчас я не жена, а редактор, а ты не муж, а журналист. Ничего личного».

Владимир Соколов утверждает, что их конфликты с супругой тоже всегда были «прикладными, а не мировоззренческими» и обычно «хватало ума» превратить их в конструктивный диалог: «Иногда сразу после того, как в доме закончится вся бьющаяся посуда».

Невозможность состыковать графики. Екатерина Малышева самым большим минусом сосуществования двух журналистов называет то, что из-за постоянных форс-мажоров и работы в режиме 24/7 редко получается выкроить общий выходной: «Мы даже вечер не всегда можем толком спланировать, потому что всё может пойти по пинде». С другой стороны, говорит Катя, каждый способен войти в положение другого, потому что сам живёт в таком ритме — и в этом плюс.

Риски. «Все яйца водной корзине, — обозначает ещё один минус Анастасия Сечина. — Мы оба работаем в медиа, оба одинаковых взглядов на то, что происходит в стране и российской журналистике. Оба, соответственно, в зоне риска. Если бы кто-то один из нас был таким вот утырком, а второй хорошо оплачиваемым айтишником — было бы как-то постабильней».

Анастасия Сечина и Владимир Соколов

Конфликт интересов. Ещё одним минусом Анастасия считает то, что в конфликтной или неоднозначной ситуации, независимо от того, кто прав, кто виноват, супруги в любом случае выберут друг друга — ну, или развод. «Потому что с супругом ещё жить, и детей растить, и работать, и желательно в мире. Может быть, правильно вообще не работать в одном проекте, но это всё про „бы“, а сложилось-то иначе. Теперь он — моя команда», — говорит Сечина.

Конфликт интересов может проявляться ещё и в том, что сотрудничающие супруги друг у друга всегда «идут вне конкурса», и первый вопрос не «Кто лучше справится с задачей?», а «Справится ли партнёр?», говорит Настя: «Так же проще — вот он, муж, в соседней комнате, дела можно обсуждать, когда вместе идёте в магазин или готовите ужин, то есть — всегда». К тому же деньги — если в задаче есть деньги — остаются в семейном бюджете.

Как двум журналистам уживаться вместе? Лайфхаки

Держать дистанцию. «Если речь именно о профессии, то как двум дикобразам — не надо прижиматься слишком близко. Уколетесь», — считает Владимир Соколов. Делать что-то вместе, попросить совета или свежего взгляда, принять совместное решение или «попроситься на ручки» — это всё ок. В остальных случаях лучше разойтись по разным комнатам и работать свою работу каждому по отдельности.

«Последнее, чему нас научила эмиграция — нельзя снимать квартиру-студию двум журналистам. Иначе можно просто сойти с ума. Мои статьи и фильмы для меня как дети. Их можно показывать другим, когда они уже родились, но не когда ты их делаешь!» — говорит Евгений Малышев.

Не лезть с советами. Евгений Малышев старается лишний раз не высказывать своё мнение — мол, «это можно было сделать вот так»: «Не надо залезать в профессиональные границы своего партнёра, это его творчество. Если у тебя спрашивают совета, ты можешь его дать, а если не спрашивают, то и не надо». Про то же говорит Анастасия Сечина «На днях ужасно хотелось сказать, что вот эту задачу я бы сделала по-другому. Остановила себя. Ну, ок, я бы сделала по-другому, но не я же её делаю».

Не трогать, когда не надо. «Не обострять, видя супруга за компом в два часа ночи. Завтра на его месте можешь быть ты, — поясняет Катя Малышева. — И у тебя будет сложное расследование и тебя нельзя будет трогать и отвлекать». В таких случаях без слов понятно, кто сегодня готовит ужин. Ну, или не готовит — ведь всегда можно заказать доставку.

Поддерживать и доверять. «Мы друг друга поддерживаем даже в каких-то безумных идеях», — говорит Анна Яровая. А Ирина Филатова всем живущим вместе журналистам рекомендует открыто говорить об эмоциях и доверять друг другу. И ещё — запастись терпением.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.