«Господи, как всё случилось?»
Какие форматы использовали региональные медиа, чтобы напомнить читателям о годовщине войны в Украине
Заглавная иллюстрация: Василий Верещагин. Апофеоз войны
Дайджесты
Простой и очевидный формат, который позволяет напомнить аудитории про дату и актуализировать ранее написанные тексты. Одни медиа — например, «Гроза» и «Фортанга» — просто собрали все ссылки в одном месте. Другие заморочились и создали масштабные хроники того, как война вошла в жизни их земляков и там осталась. Тут отличились Юга.ру, 74.ru, 93.ru и NGS.ru.
Обзоры
Обзоры в российских медиа, пишущих о регионах, оказались, пожалуй, самым популярным длинным форматом на 24 февраля. Особое пристрастие к ним проявили «Кавказ.Реалии» и MSK1.RU, они выдали к годовщине войны несколько таких текстов.
Московский портал через обзоры, по сути, составил список потерь года для граждан России: от экономических проблем и новых, связанных с войной, запретов, до отечественных фильмов и артистов, которым закрыли доступ к российской аудитории. Эти обзоры затем републиковали в большинстве сайтов сети «Городские порталы».
А вот для «Кавказ.Реалии» обзор стал, скорее, привычным форматом, от которого редакции сложно отойти. Например, в обзоры журналисты упаковали и хронику антивоенных протестов, и основные события на Юге России за год войны, и статистику погибших с Кавказа с раскладкой по регионам и типам военнослужащих. Как минимум, последний текст просит более лаконичной и наглядной формы.
Сложно назвать удачным и обзор белгородского «Фонаря», в котором издание собрало некрологи из районных газет за год войны. Длинная портянка однотипных историй погибших в ходе «спецоперации» военнослужащих, пусть и с фото, не располагает к внимательному чтению. И раз уж редакция задумала собрать информацию о потерях среди белгородцев, можно было бы использовать более ёмкий формат. Например, карточки или инфографику.
Два издания, не сговариваясь, выпустили обзоры того, как изменился облик российских городов за год «спецоперации». «Новая вкладка» сделала это на примере Пензы, а уральский портал 66.ru — на примере Екатеринбурга. Оба лонгрида имеют мощную визуальную составляющую. Только «НВ» ещё и поговорила с горожанами о том, как они относятся к обилию Z-баннеров на улицах Пензы. А 66.ru подсветил не только стрит-арт и билборды, но и взлетевшие цены на помидоры, и пустующие площади на месте брендовых магазинов в торговых центрах, и протестные митинги с толпами ОМОНа. За счёт меньшего количества текста и приёма «было-стало» при использовании фото обзор 66.ru выглядит более выигрышно и легче читается.
Подпишитесь на рассылку медиаинициативы «Четвёртый сектор» (создатель «Грибницы»). Мы присылаем письма про региональные медиа и для них раз в месяц. Например, вот такие
Репортажи
Они оказались в меньшинстве среди других больших форматов. «Говорит НеМосква» и «Бумага» сделали «репы» с подпольной антивоенной выставки в Питере. А журналисты тюменского портала 72.ru съездили на местное кладбище и посмотрели, как изменился за год сектор с могилами погибших в Украине военнослужащих.
Плюсом к съёмкам с дрона редакция взяла комментарии у родственников, чьи мужья и сыновья здесь похоронены. Достойная работа по нынешним временам.
Интервью
Некоторые медиа использовали годовщину войны как повод взглянуть на происходящее с научной точки зрения. Главным жанром для этого стало старое-доброе экспертное интервью.
Например, «Кавказ.Реалии» поговорили с исследователями из Канады и Чехии о сходстве войны в Украине с двумя чеченскими войнами 90-х. «Сибирь.Реалии» вместе с новосибирским историком попытались развенчать популярное утверждение пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что «Россия никогда ни на кого не нападала». А питерская «Фонтанка» сделала интервью с филологом о том, как за год боевых действий изменился русский язык и что из этого следует.
Подобные тексты-рефлексии ценны не только в моменте, но также с точки зрения дальнейшего изучения «спецоперации» как источника и феномена новой российской реальности.
Читайте также. Как брать интервью. Тезисы по книге Дина Нельсона
Исследования
Особого внимания заслуживают большие журналистские исследования, которые отдельные медиа приурочили к 24 февраля. Среди них есть классические лонгриды — например, текст «Бумаги» о том, как год войны повлиял на онкопомощь в Петербурге, или материал про разгром антивоенного движения в России от «Сибирь.Реалии».
Есть и масштабные исследования, которые выглядят, скорее, как доклады для научных конференций, а не журналистские статьи. Здесь стоит отметить ту же «Бумагу» с её исследованием об уезжающих и остающихся, а также титаническую работу «Кавказского узла» с многоуровневой инфографикой. В ней сравниваются потери силовиков за год войны в Украине и за десять лет вооружённого конфликта на Северном Кавказе (спойлер: погибших в Украине — больше).
Инфографика и цифры
Инфографика нередко встречалась в медиа на годовщину войны как самостоятельный жанр. Редакции в регионах выбирали её как формат для соцсетей, чтобы показать количество погибших за год «спецоперации» земляков. Например, «Идель.Реалии» и «Сибирь.Реалии» сделали карты регионов-лидеров по числу погибших в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке.
А маленькое, но гордое медиа из Владимира «Довод» подбило статистику на основе собственноручно составленного списка потерь, который редакция ведёт с прошлого года. Помимо общего числа погибших жителей Владимирской области, в инфографике есть раскладка по возрасту, дате гибели и районам проживания убитых военнослужащих.
Статистику по региональным потерям в виде обычных цифр, не оформленных в инфографику, дали ещё несколько изданий: «Itʼs my city», «Говорит НеМосква», «Идель.Реалии», «Север.Реалии», «Бумага», «Люди Байкала». Такой контент нам кажется важным не только потому, что он в простой и лаконичной форме обрисовывает масштабы длящейся катастрофы. В отсутствие адекватной статистики от Минобороны РФ даже неполные данные, собранные редакциями и волонтёрами по некрологам на сайтах местных администраций и в соцсетях, лучше, чем полная неизвестность. Это — ответ независимой журналистики на военную цензуру. К сожалению, позволить его теперь могут, в основном, те медиа, которые уже заблокированы на территории России.
И ещё интересный пример нишевой отработки темы: межрегиональный журнал для студентов «Гроза» собрал свою статистику потерь за год войны. Редакция сделала карточки и Карту нарушений академических свобод, в которых рассказала, в каких учебных заведениях и в каких масштабах в 2022 году людей отчисляли, сгоняли на провластные митинги и увольняли за политические взгляды.
Истории и монологи
Это один из самых популярных форматов к годовщине войны, что, в общем-то, понятно. Качественно рассказанная человеческая история, в отличие от цифр, способна вызвать сострадание. Вопрос лишь в том, чью историю редакция сочтёт достойной внимания.
Екатеринбургское медиа «Itʼs my city», к примеру, решило рассказать об уехавших из России земляках. В фокусе «Кавказ.Реалии» оказались местные активисты и правозащитники. «Идель.Реалии» опубликовали монологи преподавателей с антивоенной позицией, которым пришлось уехать из России.
Редакции из сети «Городские порталы» сосредоточились на судьбах людей, непосредственно столкнувшихся с войной. Тюменский портал 72.RU сделал небольшую видеоисторию о женщине, у которой в Украине погиб муж, а она осталась одна с восемью детьми в недостроенном доме. UFA1.ru и 161.ru рассказали о беженцах из Мариуполя и с Донбасса, которые эвакуировались в Башкирию и Ростовскую область.
Три издания решили собрать истории своих читателей о том, как те встретили 24 февраля 2022 года. Наиболее качественно, на наш взгляд, это получилось у питерской «Бумаги» и новосибирского NGS.ru. В отличие от MSK1.ru, который собрал лишь короткие комментарии аудитории, «Бумага» и NGS.RU явно проинтервьюировали нескольких человек и смогли рассказать их истории не только на бытовом, но и на мировоззренческом уровне.
Как хорошо написать Историю? Слушайте в подкасте «Грибница+» с Еленой Трифоновой, журналистом и редактором «Людей Байкала»
Опросы
Три медиа, пишущие о регионах, нашли способ репрезентовать свою аудиторию и её взгляды на войну через опросы. Только сделали они это в разных формах. Так, «Север.Реалии» запустили расширенный опрос читателей о том, чувствуют ли они личную вину или ответственность за войну в Украине. Ответы людей сопроводили интервью с исследователем исторической памяти, автором книги «Неудобное прошлое» Николаем Эппле, а на основе реплик участников опроса создали карточки с цитатами.
«Свободные» провели уличный видеоопрос саратовцев о том, как изменилась их жизнь за год «спецоперации». Ответы получились живыми и показательными: у одних людей ничего не изменилось, у других жизнь разделилась на «до» и «после». А ещё видно, как многие боятся говорить то, что думают, и усилием воли прикусывают себе языки.
Ярославское «Место силы» выбрало низкобюджетный вариант: редакция сделала «голосовалку» в Telegram о том, что думают её читатели о будущем страны спустя год «спецоперации». Под постом посетители канала написали больше 300 комментариев — притом что в самом опросе проголосовали немногим больше. Такой формат почти не требует ресурсов редакции, но даёт читателям возможность высказаться, а заодно позволяет медиа получить пользовательский контент.
Карточки
Карточки в региональных российских медиа давно стали не только способом переупаковки контента, но и самостоятельным форматом для соцсетей. То, ради чего раньше писались материалы на десять тысяч знаков, теперь укладывается в десять картинок. Любители лонгридов в этом месте, возможно, всплакнут, но даже они не могут не признать, что короткие форматы потенциально имеют более широкую аудиторию, чем длинные.
Это, очевидно, понимают и в редакциях. Например, «Псковская губерния» в карточках рассказала о том, как Псковская область участвовала в войне и протестовала против неё. Кубанский «Протокол» опубликовал карточки с фразами, которые сказали в первый день войны депутаты, провластные журналисты и политологи, поддержавшие «спецоперацию». Похожую подборку цитат медийщиков и политиков, но уже с антивоенной позицией и по поводу годовщины войны, сделала редакция «Говорит НеМосква».
«Новая вкладка» упаковала в карточки монологи людей, о которых писала в течение 2022 года. Все они выступают против войны и остаются в России. В монологах герои рассказывают о том, что произошло в их жизни с тех пор, как издание написало о них в первый раз.
Подборки фото
Неувядающий в силу своей малой ресурсности формат с предсказуемой тематикой. В основном, в подборки к годовщине войны попали кадры с антивоенных акций и похорон российских военнослужащих («Говорит НеМосква», «Бумага», «Пепел»).
Вновь отличилась студенческая «Гроза» — она сделала подборку снимков университетских корпусов в Украине до и после ввода российских войск. По ним можно оценить масштабы разрушения зданий, а заодно почувствовать разницу между учёбой в мирное время и военное.
Редакционные и авторские колонки
Отдельно хочется отметить медиа, которые решились опубликовать собственные оценки происходящего. Жанр авторского высказывания давно перекочевал из СМИ в блогосферу, но отдельные редакции в годовщину войны посчитали нужным вспомнить о нём.
«Север.Реалии» и «Сибирь.Реалии» выпустили традиционные колонки своих авторов Светланы Прокопьевой, Антона Старикова и Дениса Грекова. Главный редактор «Довода» Илья Косыгин поделился воспоминаниями о том, как год назад он встретил войну в Киеве. Редакции «Бумаги» «Говорит НеМосква», «Ревды-инфо» из Свердловской области и «ВесьМа» из Магадана выступили с обращениями к своей аудитории.
Тональность колонок разная, но общий посыл один: эта «спецоперация» должна как можно скорее закончиться. Магаданская редакция, кстати, процитировала в заголовке фразу из песни своего земляка, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука — «Господи, как всё случилось?». Учитывая нынешние гонения на музыканта, для маленького регионального медиа это — поступок.
Читайте также наш цикл «Живые». В нём мы рассказываем о региональных и локальных редакциях, медиапроектах и журналистах, которые продолжают делать своё дело после 24.02
Другие форматы
В эту главу мы включили форматы, которые региональные медиа использовали в единичных случаях. Среди них есть традиционные жанры, которые не пользовались популярностью к годовщине войны. Например, мы встретили только один пример объяснительной журналистики — разбор самых популярных тезисов российской пропаганды по поводу «спецоперации» в Украине от «Север.Реалии».
Четыре городских сайта из издательской группы «ВК Медиа» (Свердловская область) опубликовали в соцсетях небольшую видеоцитату из обращения Путина, где он объявляет о начале «специальной военной операции», с ультракороткой подписью «Год». Комментарии к постам были открыты, под некоторыми из них «выросли» оживленные ветки сообщений.
Более прямолинейно поступила «Бумага». Редакция сделала в Telegram-канале пост, где под видео с отрывным календарем предложила читателям высказаться, как они себя чувствуют спустя год войны. И тоже получила живой отклик.
Возможности игровой механики к 24 февраля использовали два медиа. Редакция «7×7» сделала рандомайзер, который подсказывает, какой антивоенной организации можно помочь донатами. А «Фонарь» из Белгорода предложил вспомнить основные события первого года войны с помощью игры с перевёрнутыми карточками. Обе истории, на наш взгляд, вышли спорными, но как попытку выйти за пределы традиционных жанров засчитать можно. Это точно лучше, чем пост в соцсетях от газеты «Тавдинская неделя» (Свердловская область), которая по случаю годовщины войны не придумала ничего лучше, чем напомнить о возможности опубликовать в издании некрологи и соболезнования от родных и близких.
Наконец, хотим обратить внимание на формат, использованный «Itʼs my city». Художница издания смогла изобразить основные события года в одной картинке. Получилось отразить не просто события, но и основной экзистенциальный выбор россиян в 2022 году: война, тюрьма или эмиграция.